Автор Тема: Как вы относитесь к подобного вида искусству?  (Прочитано 5874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kuzmitch Автор темы

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3066
  • Репутация: +1904/-141
  • Пиши интересно, будь мужиком!
    • Twitter
Знаменитой композиции Джона Кейджа "4'33" исполнилось пятьдесят лет

Прошло ровно пятьдесят лет со дня первого исполнения ставшей теперь исторической композиции Джона Кейджа "4'33". Премьера состоялась на фестивале в Вудстоке (штат Нью-Йорк) в 1952 году. Обычно Вудсток собирал аудиторию, терпимо относящуюся к музыкальным новациям и экспериментам, даже приветствующую их, но опус Кейджа вызвал скандал.

Возмущенная публика массово покинула концертный зал в знак протеста. Причин для такого протеста было хоть отбавляй. Опус Кейджа не имел ни мелодии, ни гармонии, ни ритма - короче, ничего. "Одна какофония?" - догадливо спросите вы. Ах, если бы! Какофонии тоже не было. Композиция "4'33", то есть "четыре минуты и тридцать три секунды", которую исполнил пианист Дэвид Тюдор, состояла из трех частей абсолютной тишины - 30 секунд, 132 секунды и финал - 100 секунд. Перед началом каждой части Тюдор открывал крышку рояля, а закончив - закрывал. За это время он ни разу не дотронулся ни до клавиш, ни до педалей инструмента - роскошного концертного "Стэнвея".

Премьера "4'33" вызвала целый водопад иронических рецензий, авторы которых состязались между собой в желчном остроумии. Как писал один из рецензентов, "трудность оценки "4'33" Джона Кейджа состоит в том, что невозможно сказать, какая музыка не была сыграна".

В те дни автор шедевра музыкального молчания пребывал в полной безвестности. Спустя полвека Джон Кейдж - самый влиятельный американский композитор-экспериментатор. Его влияние распространяется далеко за пределами Соединенных Штатов. Именно композиция "4'33" вдохновила ведущих европейских сериалистов, в том числе самого знаменитого из них - Пьера Булеза. Но вот содержание этой мистической композиции, которую Кейдж всегда считал самым лучшим своим произведением, стало известно лишь в 1961 году, когда он опубликовал книгу "Молчание" - сборник лекций о музыке и стихотворений (Джон Кейдж был не только композитором, но и поэтом).

В эссе "Кредо будущего музыки", помещенном в "Молчании", Кейдж пишет: "Где бы мы ни были, мы слышим шум. Когда мы игнорируем его, он раздражает нас. Но когда мы прислушиваемся к нему, мы находим его восхитительным и увлекательным. Заставляя слушателей сидеть молча, я принуждаю их прислушиваться к шумам, которые высвечивает и подчеркивает тишина, - это шум проносящихся за окнами автомобилей, жужжание кондиционера, падение дождевых капель и так далее. Тишина безгранична в своем многообразии, она богаче любой самой богатейшей мелодии". Интерпретируя слова Кейджа, музыкальный критик Ричард Кроуфорд, автор "Истории музыкальной жизни Америки", писал: "Он пытался сказать, что музыка должна распахнуть себя навстречу "ненамеренным" (то есть несочиненным. - М.С.) звукам. Тогда музыка еще больше приблизится к природе, которая является беспорядочной системой".

В общем можно согласиться с такой интерпретацией. За год до кончины композитора (он умер в 1992 году) мне довелось встретиться с ним и поговорить. Вполне естественно, что речь зашла и о "4'33". Кейдж сказал мне приблизительно следующее: "Уже ваш Глинка догадывался о природном характере музыки. Он говорил, что музыку создает народ, а композиторы только аранжируют ее. Я пошел дальше. Я считаю, что музыку создает природа, а мы ее выграниваем. Иногда с помощью молчания. Я более чем уверен, что самый первый композитор на Земле - еще пещерный человек - просто воспроизводил шумы и звуки природы, которые бились в мембране его уха".

Я прочел Кейджу знаменитые строки Пастернака: "Тишина - ты лучшее/ Из всего, что слышал./ Некоторых мучает,/ Что летают мыши". Стихи понравились Кейджу. "Я не знал их, но абсолютно согласен с Пастернаком. Тишина - самая великая и фантастическая симфония, - сказал он. - Она вмещает в себя весь мир. А шелест перепонок летучих мышей мучает людей потому, что они лишь слышат его в контексте брезгливости, страха и предрассудков. А вы прислушайтесь к нему, и вам покажется, что вы гладите бархат".

Я спросил Кейджа: "А не были ли "4'33" эпатажем?" Он ответил мне вопросом на вопрос: "А был ли эпатажем "Черный квадрат" Малевича?".

Волею случая спустя ровно полвека после премьеры "4'33" (август 1952 года) это произведение Кейджа вновь оказалось в центре внимания музыкальных масс-медиа и вновь вызвало споры, но на сей раз не музыкальные, а юридические. Издатели музыкального наследия Джона Кейджа потребовали от лондонского продюсера Майка Бэтта уплаты потиражных от продажи и исполнения его песни "Минута молчания", сочтя ее плагиатом. На это Бэтт отреагировал так: "Мое молчание - оригинальное молчание, и оно не имеет ничего общего с молчанием Кейджа". Поскольку ни обвинения издателей Кейджа, ни оправдания Майка Бэтта невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, суд не принял это дело к рассмотрению. Фемида решила не только завязать себе глаза, но и заткнуть уши. Для абсолютной тишины.
 
http://www.izvestia.ru/culture/article22913

Оффлайн headless

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 256
  • Репутация: +2/-2
  • Зарегистрированный
"Как вы относитесь к подобного вида искусству?"

Как к искусству приобретать популярность. К музыке такие вещи отношения не имеют.

Оффлайн Demon2

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 336
  • Репутация: +2/-0
  • Зарегистрированный
    • http://
Народ, а может у кого mp3 завалялся? :laugh:

elf13

  • Гость
:)
смотря что понимать под искусством, музыкой и тоношением :)

я вообще предполагаю что в определенном смысле - весь мир - это музыка

ну, и, конечно, что музыки нет вообще

Оффлайн Eguess

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1011
  • Репутация: +6/-2
  • Падаван
4'33'' = "черный квадрат" - и то и другое не побоюсь этого слова - гениально!

Малевич ухахатывается сейчас над очередями в Эрмитаже:) И при этом это не эпатаж - это некая верхняя грань. Услышать музыку в тишине, увидеть картину в черном квадрате.  Это та грань искусства, которая уже отошла от выражения мыслей автора. Это творчество отражающее мысли реципиента, прошу прощения за такое слово. Одна из крайних граней абстракционизма, если угодно. А самого себя воспринять тяжелее, нежели "Медведей в сосновом бору" или "Девятый вал" или гениальную "Джоконду" или потрясающую Нику Самофракийскую.

Оффлайн headless

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 256
  • Репутация: +2/-2
  • Зарегистрированный
Eguess

В том то и дело, что такая "музыка" и такая "живопись" не существуют без того, что слушатель/зритель слышал/видел до этого. Нету в них ничего оригинального в плане именно музыки и именно живописи!
Дайте человеку ни разу не слышавшему музыки послушать "4'33"... и что? что он там услышит? какую музыку? :)
Оба этих произведения гениальны. Но лишь в том смысле, о котором я говорил в своем предыдущем сообщении.

Оффлайн Eguess

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1011
  • Репутация: +6/-2
  • Падаван
понеслась!:)

все наоборот!!! И то и другое может существовать без предварительного опыта. Именно тогда наиболее чистым получится воспрятие. Как у даже не у младенца, хотя даже у него есть опыт. и в данном случае черный квдрат не обязательно смотреть только после простотра некоего обязательного джентельменского набора. Смысл, в том, чтобы человек сам создал нечто в себе. Не обязательно виртуально-визуальное или музыкальное, просто нечто. Эмоцию, ощущение, ассоциацию, абстракцию...любое. Смысл в созидании, в творчестве!

elf13

  • Гость
headless

прости, я не совсем понял - ты под видел и слышал имеешь ввиду все, что человек видел и слышал от рождения? мы ведь слышим и видим от рождения - уверен, покажи мне кто нибудь квадрат малевича БЕЗ комментариев - типа, посмотри, какая шняга - черный квадрат в бзе рамки на стене - мен бы это тронуло.

и мне лично плевать бы было на популярность - меня трогают такие вещи именно потому что я "вижу" не только то что другие "нарисовали", я все время вижу, и на картину я смотрю теми же глазами, что и на весь остальной мир

elf13

  • Гость
Eguess

нам определенно стоит познакомиться :)

Оффлайн Eguess

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1011
  • Репутация: +6/-2
  • Падаван
более того: это тот тип произведения искусства, который всегда с тобой, и который не потеряет в качестве от того, что "репродукция" маленького разрешения или запись шипит:) Т.е. оно не обязательно должно быть материально представлено. На Джоконду смотреть в репродукции не имеет смысла. На черный квадрат нет смысла смотреть в оригинале.

Оффлайн Eguess

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1011
  • Репутация: +6/-2
  • Падаван
elf13
« Ответ #10 : Мая 28, 2004, 17:45:52 »
:) ;) :xyxwave:

Оффлайн Demon2

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 336
  • Репутация: +2/-0
  • Зарегистрированный
    • http://
Я б сказал - на черный квадрат вообще нет смысла смотреть. Это совершенное в своей бессмысленности произведение.

Оффлайн Eguess

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1011
  • Репутация: +6/-2
  • Падаван
Смотри-ка! Ты увидел в нем две такие интересно вещи: совершенство и бессмысленность! Да еще и в таком оксюморонном сочетании "Совершенство бессмысленности".
Я на месте Малевича был бы доволен:)
Я не прикалываюсь... просто предлагаю взглянуть на это с другой стороны:)

Оффлайн Cry

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1611
  • Репутация: +29/-28
  • Ромашка
Equess, даров! )) Согласен с тобой и с этим дядькой композитором.

Ещё где-то слышал так.. у Френка Заппы в книжке :) Он писал, что для того чтобы произведение искусства стало таковым, нужна рама.. но не только. И в этой тихой композиции есть помимо рамы многое, например паузы. Всегда убивали музыканты не понимающие важность музыкальной тишины (паузы) Или так (математически) представьте себе инструмент, который играет тишину и попробуйте представить своё гитарное соло в оркестре таких инструментов... но это в сторону.

Короче отношусь хорошо. :D

Оффлайн headless

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 256
  • Репутация: +2/-2
  • Зарегистрированный
Eguess

"И то и другое может существовать без предварительного опыта."

Ну если уж о существовании как таковом говорить, то черный квадрат и так существует сам по себе. Независимо от нас и нашего опыта.

"Смысл в созидании, в творчестве!"

Извините, смысл чего? Черного квадрата что ли?
Наверняка у автора был какой-то творческий замысел! Но вот какой именно - здесь мы с Вами разойдемся во мнениях. Я считаю, что Малевич хотел раскрутиться. И всё. А Вы утверждаете, будто бы он хотел заставить зрителя что-то там увидеть, почувствовать... даже непонятно что... там у вас всё в куче... и эмоции от восприятия худ. произведения и творчество...
Проблема в том, что Малевич никогда не сознается, что черный квадрат, выражаясь современным языком - обычный PR.
Но его признание никому и не нужно. Произведение искусства само должно этот замысел доносить до того, кому оно предназначено. Без всяких комментариев со стороны автора.