Роман Мирошниченко: "Мое кредо - импровизация!"

Роман Мирошниченко и Al Di Meola

Один из ведущих отечественных гитаристов, в послужном списке которого выступления с мировыми звездами Al DI Meola, Дживаном Гаспаряном, Saskia Laroo, Frank Colon и многими другими. В эксклюзивном интервью для журнала Music Box, Роман рассказывает о своих взглядах на творчество, дает полезные советы молодым гитаристам, делится новостями и творческими планами.

Music Box: Привет Роман! Наш первый вопрос, естественно про твои инструменты! Какие инструменты и оборудование используешь в данное время? Какие программы (если пишешь что-либо дома) используешь?

Wechter Florentine NylonРоман Мирошниченко: Мой основной инструмент OVATION Custom Legend 1669 выпуска 1985 года, со встроенным миди-драйвером Roland. Это старый инструмент с уникальным звучанием. Al Di Meola, впервые увидев у меня это гитару и поиграв на ней, просил продать ему ее... Отказать было очень трудно, но я все же принял решение не расставаться с любимым инструментом. . В прошлом году я стал обладателем гитары ручной работы  от известного мастера из Мичигана (США) Эйба Вектера. Процесс строительства гитары занял почти 7 месяцев. Cвоебразным "прототипом" этой модели послужила гитара сделанная мастером в конце 80-х годов для легендарного Джона Маклафлина. Моя гитара, естественно, имеет отличия от того инструмента, так как в ней учитывались некоторые мои пожелания. По словам самого мастера, он никогда до сих пор не изготовлял инструментов для кого-либо с постсовестского пространства. Познакомившись поближе с моим творчеством, Abe Wechter, все чаще привлекает меня ко всякого рода сотрудничеству по рекламе его фирмы. Он пригласил меня в качестве демонстратора его гитар на выставке NAMM' 08, в Нэшвилле, США. Также, у меня есть старый GIBSON Les Paul Standart и еще несколько недорогих, "походных" гитар. Записываюсь либо на различных студиях в MAC, либо дома в PC, используя программу Cubase и карту M-Audio. Все просто..

MB: Роман, как ты относишься к «смелым музыкальным экспериментам»? В дальнейшем, ты планируешь продолжать заниматься исключительно инструментальной музыкой или все-таки можно ожидать экспериментов в различных областях и стилях?

РМ: Я постоянно экспериментирую. Помимо создания своих, участвую в различных проектах, в записи саундтреков для кино, рекламы Это могут быть всевозможные переплетения и джаза, поп-музыки и фламенко и т.д. А вообще, я считаю, что самый "смелый музыкальный эксперимент" – это пытаться продвигать инструментальную, импровизационную, джазовую музыку на территории бывшего СССР, где прочно обосновались несколько другие жанры! (смеется)

MB: На какой музыке ты воспитывался?

РМ: jazz, fusion, 70-th rock, blues, classical music

MB: Если твой творческий путь можно разбить на несколько этапов, то какой из них тебе бы хотелось отметить в особенности?

РМ: Каждый этап очень ценю, не могу отметить какой-либо больше или меньше

MB: Что для тебя лично значит понятие «быть профессиональным гитаристом» ?

РМ: В моем понимании, современный профессиональный гитарист должен хорошо владеть инструментом, ориентироваться в различных направлениях музыки, импровизировать, «дружить» с нотами, одинаково хорошо работать и на сцене и в студии, любить свою работу, знать себе цену и не задирать нос при этом. Я стремлюсь таковым быть...

MB: В чем видишь будущее отечественного гитарного мира? На что нужно обращать внимание уже сейчас?

РМ: Я считаю, что отечественного гитарного мира, в виде таких составляющих как традиции, преемственность, школа современной гитары с ее яркими, самобытными представителями не существует. Есть отдельные заслуживающие всеобщего внимания и уважения личности, которых можно посчитать по пальцам... Иван Смирнов, Вадим Чебанов, например...

Именно отсутствие перечисленных мной составляющих и обращает на себя внимание в первую очередь.

MB: Ты работаешь в схожем стиле с Al Di Meola. Пресса называет тебя русским Ди Меолой. Сам Маэстро называет тебя своим лучшим учеником. Чем ты можешь выделить себя на фоне «отца фьюжна»?

РМ: Только тем, что пытаюсь достигнуть невозможное... Вот, замечал, что некоторых моих коллег-"доброжелателей" раздражает моя схожесть в манере игры с ДиМеолой, Маклафлином. Я отношусь к этому спокойно и с некоторой долей удивления. Как у нас, так и на западе миллионы профессиональных гитаристов подражают, заимствуют и с успехом используют на практике огромное количество приемов игры от Jimi Hendrix, George Benson. Миллионы(!) профессиональных, сложившихся гитаристов используют такие же гитары, усилители, оборудование и все это считается в порядке вещей. А вот если что-то заимствовать у ADM или John Mclaughlin, то это почему-то плохо!(смеется) Я лично, вообще мало кого слышал играющих в манере Di Meola, Mclaughlin. Это очень сложно в техническом плане, особенно, если учесть, что они виртуозно играют на акустических гитарах с толстыми, расположенными высоко над грифом струнами! И когда пресса и критика замечает в манере моей игры влияние моих любимых гитаристов я расцениваю это не иначе как комплимент! Объективности ради, замечу, что с каждой новой рецензией критика все отчетливее видит мою индивидуальность и собственный почерк.

MB: Расскажи о своем мнении о современной «верхушке» гитарного мира, ведь общение c Al Di Meola, John McLaughlin, Paco De Lucia, Bireli Lagrene, Lary Corryell и другими великолепными музыкантами должно было наложить свой отпечаток на музыкальное мировоззрение.

РМ: При близком общении еще раз убедился, что это настоящие мастера своего дела и очень хорошие и отзывчивые люди.

MB: А с кем бы еще из мировых звезд хотелось бы поработать?

РМ: В прошлом году мне посчастливилось исполнить с Дживаном Гаспаряном отрывок из саундтрека к фильму "Гладиатор" перед 6-ти тысячной аудиторией Кремлевского Дворца! Очень хотел бы еще раз выступить с дядей Дживаном, он потрясающий музыкант! Каждый раз получаю огромное удовольствие от совместных выступлений с перкуссионистом Frank Colon. Он известен по выступлениям с Wayne Shorter, Manhattan Transfer, Tanya Maria, Carlos Santana. Вообще, у всех, с кем приходилось работать и работаю сейчас, постоянно чему-то учишься, поэтому отвечу так: чем больше доведется встретить - тем лучше!

Роман Мирошниченко и Дживан Гаспарян

MB: Советы начинающим – на что обратить внимание?

РМ: Начинающим гитаристам прежде всего нужно больше играть на акустической гитаре и добиться хорошего звукоизвлечения на ней, а уже потом электрогитара и все эти примочки, игрушки, жужжалки и т.п. Еще рекомендую много практиковаться под метроном. Также очень нужное дело изучение гармонии и импровизация на различные гармонии. Многие мои ученики убеждаются, что красиво играть медленно ничуть не легче, а порой и сложнее быстрой игры.

MB: Ты отдаешь предпочтение игре по нотам или извлечением идей из импровизации?

РМ: Мое кредо заключается не в заучивании всяких «фишек» и заготовок, рассчитаных на сиюсекундный дешевый эффект, а в импровизационном мышлении, в том числе и в скоростной игре. Это же очень скучно - каждый концерт играть одни и те же соло нота в ноту! Кошмарный сон! На мой взгляд, такие выступления превращаются в рутину, которая поглощает тебя и гасит интерес к новым идеям и вообще к музыке. В джазе это просто невозможно! Без импровизации это жанр теряет свой смысл.

MB: Твой любимый диск, с которым бы ты не расстался ни за что.

РМ: Не могу сказать - их много!

MB: Лучший гитарист России, на твой взгляд?

РМ: О, их тоже очень много!!! (смех)

MB: Новые записи, творческие планы?

РМ: В декабре вышли два моих новых релиза - cольный DVD и совместный CD с братьями Бриль при участии специальных гостей: Владимира Преснякова(ст), Сергея Мазаева, Игоря Бутмана, Игоря Бриля, Saskia Laroo. Также, наконец-то, началась дистрибуция по всему миру сольного альбома "The Infinity" 2005 года. Моя авторская композиция из этого альбома в течение августа прошлого года находилась в TOP 25 хит-парада Jazz Downloads крупнейшего джазового ресурса All About Jazz! Сейчас я работаю над новым акустическим альбомом, надеюсь, к лету он будет готов. Также, Frank Colon пригласил меня к участию в записи его новой пластинки. Прошлым летом у меня родилась идея создания гитарного трио и после обсуждения этой идеи и будущего репертуара c Иваном Смирновым мы приступили к репетициям. На первой я представил Ивану третьего участника трио - Вадима Чебанова. И в ноябре состоялось дебютное выступление нового проекта под названием "Russian Guitar Trio". А недавно подтвердилось участие трио на крупнейшем в России гитарном фестивале “Мир гитары 2008", где нам выпала честь выступить на одной сцене с John Mclaughlin, Angelo Debarre, Los-Angeles Guitar Quartet.

По материалам журнала MUSIC BOX №47