Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристовGuitarPlayer.Ru

Статьи / Как подобрать гитарное оборудование

Статья Дмитрия Малолетова для журнала IN/OUT № 33.
Печатается по согласованию с редакцией журнала.

Что делает гитарист, когда хочет получить профессиональный звук от своей гитары? Ну, конечно, он долго занимается и до автоматизма отрабатывает технические приемы игры. Действительно, в основе хорошего гитарного звука лежит именно исполнительская техника игры гитариста (звукизвлечение и другие технические приемы). Однако понятно, что без качественного оборудования, без профессионального инструмента добиться звука очень сложно (или вообще невозможно). Звук гитары, как вы понимаете, помимо технических приемов, включает много составляющих и зависит от многих факторов. Это и усилитель, и обработка звука, и особенности инструмента, и грамотная коммутация устройств и т.д. Подбором оборудования некоторые музыканты занимаются всю жизнь и счастлив тот, кто скажет: "Остановись мгновение. Это то, что я искал".

Как гитаристы делают выбор в подборе оборудования? Зачастую они обращают внимание на тот или иной прибор под влиянием мнения авторитетного музыканта. Например, вы хотите получить звук Джо Сатриани. Для этого необходимо узнать, какое оборудование использует этот гитарист. На этом, как правило, все заканчивается, т.к. наши российские гитаристы не могут иметь и десятой доли того, что имеют мировые звезды, которые могут себе позволить попробовать все мыслимое и немыслимое оборудование и выбрать именно то, что нужно. Порой доходит до того, что в записи диска известный гитарист использует до десятка самых разных устройств и эксклюзивных гитар. Когда гитарист хочет скопировать звук другого гитариста, записанного на СD надо учитывать то, что со звуком хорошо поработали и грамотные звукорежиссеры, саунд-продюсеры, мастеринг-инженеры мирового уровня, это помимо высочайшего профессионализма самого исполнителя и его чисто гитарного оборудования... Как здесь не вспомнить мое разочарование от посещения группы ZZ top. В концертном выступлении я не услышал того, знаменитого звучания гитар, присущих этому коллективу.

Не надо забывать и рекламные обязательства музыканта с фирмами. Порой звезды рекламируют то, что практически не используют. Естественно, такой путь подбора оборудования для нас практически неприемлем.

Однако я это все говорю не для того, чтобы читатель уверовал в то, что у него никогда не будет хорошо звучать гитара. Ведь звездами гитары на Западе становятся те "мальчишки", которые выделяются прежде всего хорошей игрой и именно она является главным фактором. Это потом с ними подписывают контракты, дарят сотни приборов (для теста и рекламы) и т.д.

На выбор того или иного оборудования влияет и общественное мнение. Если до уровня звезд добраться нелегко, то мнение коллег-гитаристов зачастую становится определяющим. Именно мнения гитаристов, особенно хорошо себя зарекомендовавших в работе, становятся дороже сотен самых красивых рекламных буклетов.

В настоящее время посетители интернета могут встретить немало музыкально-технических сайтов, которые отражают отзывы музыкантов об инструментах, приборах обработки звука, компьютерных программах и т.д. Интересно, что эти сайты не рекламируют товар, а предоставляют возможность всем желающим высказаться по поводу того или иного оборудования. Это приносит огромную пользу не только музыкантам, но и производителям гитарного оборудования. Лично мне было очень интересно почитать о некоторых мне знакомых приборах на сайте www.harmony-central.com. В 90% случаях мнения гитаристов было очень информативным, видно, что человек хорошо знает предмет. Изредка попадались правда не совсем компетентные комментарии (на Западе не все Маклафлины и Стив Ваи). Опрос производится по категориям с выставлением оценки по десятибалльной шкале. Однако эта шкала не абсолютна, скорее оценка устройству отражает соотношение цены/качества, т.е. "для этой цены звук на девять баллов".

Категории оценки:

1. Особенности (Общая характеристика устройства и его технические, эксплуатационные возможности)
2. Легкость эксплуатации (Удобство и легкость работы с прибором)
3. Качество звука (Характеристика различных звуков и эффектов)
4. Надежность
5. Техническая поддержка (Услуги фирмы-производителя)
6. Общая оценка

В данной статье я приведу отзывы лишь о некоторых гитарных процессорах и преампах, распространенных в среде наших гитаристов. О многих из этих устройств вы могли узнать из IN/OUT, т.к. наш журнал стремится отразить все новинки гитарного оборудования. Я уверен, что гитаристам, желающим приобрести гитарное оборудование, эта статья даст много интересной информации.

Ламповые преампы

Marshall JMP-1 Tube Pre-Amp

(ориентировочная цена 500 - 700$. Данные цены могут расходиться с российскими)

Этот преамп хорошо известен в нашей стране и пользуется высокой оценкой среди российских гитаристов-профессионалов. Marshall'у доверяют, эта фирма - лидер в производстве гитарного оборудования. JMP-1 Tube Pre-Amp - один из первых ламповых преампов, появившихся в нашей стране, имеющих управление MIDI (только функцию переключение программ), что позволяет сохранять в памяти и использовать большое количество звуков. Звук преампа больше ориентирован на использование перегруза, т.е. в рок-музыке. Именно в этом плане Marshall держит лидерство. В Москве я знаю нескольких гитаристов, которые используют это устройство. Наиболее известный среди них - гитарист Мэй Лиан, который приобрел преамп более 3-х лет назад и не собирается с ним расставаться.

Оценки качества звука в интернет-рейтинге этого прибора разбросаны от 10 - наилучший звук, до 1 (!). На мой взгляд, ставить оценку - 1 - этому устройству совершенно несправедливо. Но так как общая оценка выходит из среднего арифметического значения один безухий (или безрукий) гитарист может испортить всю картину.

В целом рейтинг Marshall JMP-1 Tube Pre-Amp выглядит следующим образом:

Marshall  JMP-1 Tube Pre-Amp

Hughes & Kettner Tubeman Guitar Preamp

(300-350 $)

Этот немецкий преамп можно поистине назвать русским народным. Его используют - Александр Чумаков (студийный гитарист) , Аркадий Стародуб (гр. Юрия Антонова), Евгений Хавтан (гр. Браво), Игорь Бойко (экс-гитарист Арсенал, гр. Валерия Сюткина), Роман Холдеев (гр. Айва), а также многие другие. Чем же этот преамп покорил сердца российских гитаристов? Об этом подробно написано в одном из номеров IN/OUT. Данный преамп имеет встроенный фильтр (Red box), который дает прекрасный звук (по линейным меркам) без усилителя, микрофонов и т.д, т.е. включая гитару напрямую в пульт. Это дает возможность использовать устройство в "походных" условиях, а также для домашней дэмо-записи. Как ни странно, зарубежные гитаристы тоже оценили этот одноламповый преамп. Ни одного отрицательного отзыва! Хотя в рейтинге участвовало всего 10 человек, что может судить о не слишком большом распространении этого устройства.

Hughes & Kettner Tubeman Guitar Preamp

ADA MP-1 Classic

Это довольно старый преамп (по технологии 1980-х), однако хорошие аналоговые приборы (и соответственно инженерные решения) с годами не теряют свою ценность и любовь музыкантов. Среди гитаристов, использовавших этот (ADA MP-1) преамп - Джо Сатриани. Одно это имя в рок-гитаре заменяет десяток других. В отзывах ADA MP-1 Classic гитаристы постоянно сравнивали с Marshall JMP-1 Tube Pre-Amp. Преимущество отдавали именно ADA MP-1 Classic. Вообще, что касается Marshall JMP-1 Tube Pre-Amp, то у этого прибора, как выяснилось очень много непримиримых "врагов".

Рейтинг ADA MP-1 Classic выглядит следующим образом:

ADA MP-1 Classic

ADA MP-2

Что касается этого устройства, то он относится уже к другому классу оборудования - к гитарным процессорам с ламповым преампом. Это устройство довольно известно российским гитаристам и ценится достаточно высоко. Единственный недостаток этого прибора (по слухам), то что он совершенно не терпит перепада напряжения, что бывает в наших (а ныне Чубайсовских) электрических сетях. Быть может этот фактор (помимо цены) послужил тому, что ADA MP-2 не получил широкого распространения в России.

Рейтинг ADA MP-2 выглядит следующим образом:

ADA MP-2 Classic

Messa/Boogie

В заключении анализа ламповых преампов мы рассмотрим общественное мнение на оборудование наиболее престижной фирмы в производстве гитарных преампов - Messa/Boogie.

V-Twin Tube Preamp Pedal

(400 $)

Данное устройство широко известно нашим гитаристам. Это двухламповый напольный преамп, который долгое время удерживал первенство в своей ценовой категории. Среди отечественных гитаристов я знаю одного музыканта, который уже долгое время использует этот преамп - Виктор Зиньчук (который приобрел он его уже более пяти лет назад).

V-Twin Tube Preamp Pedal часто сравнивают с Hughes & Kettner Tubeman Guitar Preamp. Именно между этими устройствами идет сильная конкурентная борьба. Оба устройства примерно равны в цене (V-Twin чуть дороже). Наши (отечественные ) гитаристы отдают большее предпочтение Hughes & Kettner Tubeman, т.к. этот преамп имеет более удобный интерфейс (переключение программ) и управлением (отдельная регулировка параметров каждого канала).

Опрос общественного мнения относительно этого преампа выглядит следующим образом:

V-Twin Tube Preamp Pedal

Formula Preamp

(700-800 $)

Данный преамп в общественном мнении самый противоречивый. Formula Preamp - рэковое устройство, выполненное на пяти больших лампах, что должно существенно отличать этот прибор от всего, что есть на рынке. Однако странно, что есть достаточно мнений примерно такого плана: "This tone sucked..." Ради справедливости надо сказать, что никто не критиковал чистый звук. Вся критика шла на перегруз. Оборудование Messa/Boogie приобретают в основном серьезные гитаристы, знающие толк в гитарном звуке. И хотя теоретически Formula должен быть вершиной лампового звука гитары мы видим просто поразительный разброс мнений.

Formula Preamp

TriAxis

Этот преамп можно назвать самым "крутым" ламповым гитарным устройством как по цене, так и по качеству. Я знаю нескольких гитаристов, которые используют этот преамп, один из них - Игорь Бойко. По его мнению, этот прибор может дать гитаристу практически любой классический звук электрогитары. Гибкость настройки TriAxis, богатейший звук, предельная надежность, цена (хорошие вещи стоят дорого) заставляет уважать этот преамп даже "тяжелых" гитарных демагогов. Обладатели этого устройства имеют и другие положительные аспекты. Во-первых, гитарист понимает, что если гитара в его руках не звучит, значит - или гитара не соответствует качеству, или надо серьезно задуматься о технике своей игры. На прибор пенять не имеет смысла. И второе, многие гитаристы не приобретают этот преамп вследствие высокой цены. Но здесь есть такой нюанс - TriAxis с годами не падает в цене, как все хорошие аналоговые вещи. Это тот прибор, который гитарист покупает на долгие годы, а может и на всю жизнь.

TriAxis - ламповый преамп (на 5 больших лампах) с MIDI-управлением (переключение программ). По мнению многих гитаристов, технически TriAxis сделан по тем же параметрам (схемам), что и несчастный преамп Formula. Отличие их только в наличии у TriAxis MIDI управления и стоимости (разница между этими устройствами около 1000 $).

Однако, судя по общественному мнению, цена этих преампов отличается не только из-за наличия MIDI, которое в настоящее время никак не может иметь такую большую цену. Видно в самой технологии есть отличия, хотя оба преампа выполнены по пятиламповой схеме.

Как и следовало ожидать общественное мнение относительно этого преампа довольно ровное, т.е. уровень звука ни один из гитаристов не оценил меньше чем на 8 баллов.

TriAxis

Итак, мы рассмотрели ламповые преампы. Главной неожиданностью (лично для меня) является острая критика Formula Preamp фирмы Messa/Boogie. И конечно, лидер "всех времен и народов" Messa/Boogie TriAxis находится на вершине лампового гитарного оборудования.

Цифровые гитарные процессоры
Цифровое моделирование

Что такое цифровое моделирование? Началось все с того, что в гитарных процессорах начались появляться функции установок типов динамиков (кабинетов) - speaker simulator. Это было необходимо при включении гитарного сигнала напрямую в пульт, дабы "отфильтровать" сигнал и приблизить его к звучанию через усилитель. Однако дальше технология усложнялась. Программисты пытаются математически описать всю прелесть гитарного звука. Сейчас гитарные процессоры, основанные на моделировании, дают возможность устанавливать тип усилителей, кабинетов, тип микрофонов, а также их положение при виртуальном съеме звука, и даже самих моделей гитар (датчиков). Мнения гитаристов относительно этих устройств разделилось. Самым веским аргументом в пользу цифровых устройств является удобство эксплуатации, простота формирования звука, малый вес, способность работы на концерте и на студии без усилителя и т.д. При минимальной потере качества получаешь столько эффектов и "педалек" и все это в одной маленькой коробочке.

Другой пласт гитаристов очень скептически отзываются об этих приборах. Приходилось слышать, что скоро выпустят процессор, который для гитариста будет моделировать фанатку-поклонницу, номер в гостинице и ее дальнейшее поведение :) Я не любитель пошлых вставок в таком профессиональном журнале как IN/OUT, но этот пример показывает уровень отличия живого от резиново-цифрового по мнению большой армии гитаристов.

Скорее всего истина как всегда находится по середине. К сожалению, из номера в номер я повторяю одни и те же слова. На мой взгляд, гитарист должен иметь и классический звук (ламповый преамп, усилитель и т.д)., и современный цифровой, для поиска модных "фишек". Тезис "гитара или цифра" необходимо заменить на "гитара и цифра". Сравнивать звучание профессиональных ламповых устройств за 2000 $ с пластмассовой коробчонкой за 300 наивно. Для чего же гитаристу могут понадобиться такие устройства (имеется ввиду цифровые)?

1. Как я уже сказал, цифровые технологии это зародыш нового звучания гитар и, которое быть может повлияет на будущие гитарные направления (Если послушать последний альбом Сатриани, то это имеет подтверждение). "Упереться рогом" в рок-н-ролл, иметь две кнопки под ногой хорошо для тех, кто нашел свой стиль, кого больше не интересует будущее и т.д.

2. Цифровые процессоры недорогие по цене и самодостаточная система, т.е. благодаря этому процессору гитарист имеет весь спектр звука гитары (чистый, дисторшн, овер драйв), плюс к этому огромное количество эффектов. Это хорошо для тех, кто не имеет возможности (в материальном плане) собрать весь комплекс качественного лампового оборудования - преампа, усилителя, процессора эффектов, и автомобиля, чтобы это все возить на репетиции и концерты.

3. Малые размеры и вес оборудования для концертирующих гитаристов играют немаловажную роль. Цифровые процессоры здесь вне конкуренции.

4. Цифровые процессоры неплохо звучат в аранжировке, сделанной на MIDI-звуках. Этого качества вполне достаточно для хорошего демо и даже выше.

Rocktron Chameleon

(цена - ?)

Данный процессор можно назвать ветераном гитарных цифровых устройств. Тем не менее, этот прибор оказался на столько удачным, что многие гитаристы до сих пор не могут найти ему замену. Например, Александр Василенко - лучший гитарист блюз-рока (1995г.), до сих пор играет на нем. Все это не смотря на то, что в цифровой области за это время прошло как минимум пять технических революций.

Chameleon, по мнению многих гитаристов, все же имеет несколько "слащавое" звучание, "синтезаторного" типа. Все пресеты (как на чистом звуке, так и на дисторшне) имеют какую-то одну составляющую, которая ощущается, если поиграть на гитаре через этот прибор минут 20-30. Но это тонкости, в целом Rocktron Chameleon довольно хорош и на славу послужил многим.

Зарубежные гитаристы тоже высоко ценят это устройство.

Rocktron Chameleon

Korg AX1000G

(300 $)

Это довольно современный процессор, который заставил многих гитаристов обратить на себя внимание. Об этом устройстве вы могли прочитать статью в одном из номеров нашего журнала.

Лично мне в процессоре понравилась педаль - возможность управления в реальном времени более чем десятью параметрами. Благодаря ей можно создать интересные "модерновые" эффекты. Звук производит хорошее впечатление только тогда, когда гитарист играет один. С живыми инструментами, в группе, гитара куда-то пропадает (Этот особенность относится практически ко всем цифровым процессорам).

Плохо то, что Korg AX1000G не имеет MIDI выхода, что не позволяет его использовать как фут-контроллер. Если бы эти функции прибор имел, то его многие гитаристы покупали бы его для переключения программ и управления эффектами через педаль, т.к. при малых размерах стоимость процессора сопоставима с "пустым" (большим, тяжелым и неудобным) фут-контроллером.

Как ни странно, но западные гитаристы высоко оценивают это устройство. Действительно для такой цены, такое качество найти трудно.

Korg AX1000G

Roland GP-100

Фирма Roland является первооткрывателем цифрового моделирования звука гитар. Roland GP-100 один из первых процессоров, в котором была применена передовая технология цифрового моделирования - COSM. Хотя прибор по цифровым меркам довольно старый (более 5 лет) он имеет своих поклонников не только у нас, но и за рубежом.

Roland GP-100

Roland VG-88

Данное устройство отличается от всего цифрового оборудования, которое имеется на рынке. (Читайте в прошлом номере IN/OUT) Прибор имеет просто фантастические функции. Например, гитарист может перестроить гитару, не вращая при этом колков, сымитировать различные типы звукоснимателей, установить виртуальный каподастер и т.д. Кроме классических гитарных звуков,(в том числе "нейлоновые струны", "пьезо-акустик" и т.д.) Roland VG-88 имеет "синтезаторные" пресеты.

Судя по опросу, данный прибор заметно лучше своего предшественника Roland VG-8, как по возможностям (теперь система имеет педаль для управления эффектами в реальном времени), так и по звуку (новые пресеты, улучшенные алгоритмы создания звука, добавлено много новых звуков синтезаторного типа).

Гитаристы, принимающие участие в опросе, выдвигают Roland VG-88 на самую вершину среди всех процессоров, использующих цифровое моделирование.

Roland VG-88

Boss VF-1

Этот процессор нельзя отнести к разряду чисто гитарных устройств. Его назначение гораздо шире. Он может использоваться и как обычный процессор эффектов (на студии и в концертах), как оцифровщик для домашней записи, например, вокала и гитары (имеет 24 битные самые современные конверторы). Ну и конечно он имеет гитарные эффекты. По мнению гитариста Руфата Сулейманова данное устройство хотя и имеет некоторые недостатки (субъективного плана), в целом - отличный прибор.

Малые размеры, огромные возможности, доступная цена (менее 400 $), многофункциональность, качественные эффекты (сравнимые с более дорогими устройствами) делает этот прибор мечтой любого гитариста, особенно занимающегося домашней записью.

Зарубежные гитаристы тоже высоко оценили это устройство

Boss VF-1

Line 6 POD

Данный гитарный процессор в свое время в Америке наделал очень много шума. Судя по слухам, американские гитаристы, знающие толк в гитарном звуке, просто сметали из музыкальных магазинов чудо-процессор POD фирмы Line 6. Лично я бы в это не поверил, однако данный процессор приобрел наверно самый авторитетный российский гитарист Алексей Белов (гр. "Парк Горького") Не думаю, что человек, работая на мировой профессиональной сцене столько лет будет пойман на "рекламную удочку". Этот и многие другие факты заставили российских гитаристов более внимательно отнестись к этому устройству.

Многие гитаристы утверждают, что Line 6 POD по своему качеству цифрового звука гитары намного опередил своих конкурентов, что среди всех попыток смоделировать типы усилителей удалось это лишь Line 6. Данная фирма взлетела до небес и в 1999 году вошла в пятерку крупнейших производителей гитарного оборудования.

Эпидемия на POD постепенно перекидывается на нашу страну. Однако не стоит явно преувеличивать достоинства этого устройства и тешить себя иллюзиями. Line 6 POD очень хорош, но только в своей ценовой категории (около 400$) и естественно противопоставлять это устройство TriAxis'у просто глупо.

Судя по отзывам, POD - идеальный вариант для записи партий гитар в домашней студии (хотя когда все партии в композиции записаны на одном цифровом процессоре ощущается однообразие звуковой ткани) . Он прекрасно работает без усилителя напрямую в пульт. Виртуальные усилители, которые пользователи могут устанавливать в пресете, достаточно разнообразны и реалистичны (относительно других). Легкость и наглядность при создании звука - тоже достоинство прибора. Но главное достоинство это цена, которая в большей мере понравится нашим гитаристам.

Действительно прорывом в области создания пользовательских пресетов стала техническая поддержка обладателей этого устройства в Интернете. Благодаря специальной программе (которая бесплатно входит в комплект POD), любой пользователь может "скачать" пресет, созданный, знаменитым гитаристом. "Рулить" установки звука можно прямо на компьютере, соединив по MIDI c Line 6 POD.

По отзывам данный процессор кто-то хвалит, кто-то обожествляет. Но есть и противники звука POD, которые отмечают некую синтетическую одинаковость общего звучания гитары, включенной в этот прибор. Кроме этого, использование POD, его массовость приведет к стандартному звучанию гитар. (В том числе благодаря пресетному инкубатору на сайте Line 6 ). А так как каждый гитарист ищет свой звук, то POD может быть в лучшем случае как дополнительное устройство, к профессиональному ламповому оборудованию, которое дает разнообразие и звуковые краски. Это отмечено и в общественном мнении. Иногда "мелькает" мнение, что моделирование в Roland VG-88 гораздо лучше чем в POD. Мне кажется, что это естественно, т.к. Roland VG-88 на два порядка выше по цене относительно "стручка".

Общественное мнение относительно этого прибора выглядит следующим образом:

Line 6 POD

Заключение

Можно ли верить этим рейтингам? Скорее всего полностью доверять свой звук кому бы то ни было не стоит, т.к. никто лучше вас не знает для каких целей этот прибор нужен, какую музыку вы играете и т.д. Но узнать мнение о каком-либо оборудовании никак не помешает. Ведь гитаристы, которые уже много поработали с каким-либо устройством видят все более глубоко, чем тот, кто лишь читает рекламные проспекты.

В любом случае, перед покупкой гитарного оборудования желательно испытать его в деле (хотя это не всегда возможно) или найти гитариста, который бы продемонстрировал его в работе, записи и т.д. Не всегда в музыкальном магазине, даже при очень хорошем отношении к клиенту, можно услышать те нюансы, которые заставят вас в будущем менять этот прибор.

Текст Дмитрия Малолетова

© 1999-2002: GuitarPlayer.ru
Web-мастеринг и программирование Mихаил Кузьмин, дизайн Владислав Логвиненко и Михаил Кузьмин