Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Статьи / Играть всю жизнь

Автор: Chris Juergensen
http://www.chrisjuergensen.com

Творческий перевод с английского: Антон Ивлев

Кого, по-вашему, можно назвать успешным гитаристом? Я бы сказал, успешный гитарист - это тот, кто играет всю жизнь. Если вы любите музыку, любите играть на гитаре, разве не здорово бы было делать это всю свою жизнь? Я, лично, еще достаточно молод, по всем стандартам, и пока в моей жизни все нормально. Ну и что с того, что обычный человек с улицы не знает моего имени? У меня получается работать гитаристом, и я расскажу вам, как мне это удавалось до сегодняшнего момента, каким образом я удовлетворяю свои материальные запросы и моральные потребности, и как вы тоже могли бы это делать. (Отдельные абзацы ориентированы на контекст зарубежных стран, однако, мы оставляем материал нетронутым, полагая, что некоторые читатели, находящиеся в России, возможно, захотят продолжить свою карьеру за границей. Прим. переводчика)

В чем разница между художником и музыкантом?

Художник

Начну с художника. Художник играет, в большей степени, для себя самого. Как гитарист, он видит свою задачу в утолении жажды творения. Он стремится к художественности и элегантности. Не поймите меня неправильно, такой подход не является ложным для меня или вас. Это прекрасно. Художники делают нашу жизнь лучше. Они создают искусство. Есть только в жизни художника одна проблема, а именно, ему трудно свести концы с концами. Как правило, художник блестящ в создании своей собственной музыки или в работе с той категорией творцов, которые подходят ему по мировосприятию и пониманию искусства. Художники постоянно изучают искусство. В этом заключается причина, по которой им трудно зарабатывать на жизнь. Художника не покидает желание сотворить еще более совершенное искусство. Он поднимает искусство на такую высоту, что простому Ивану при всем напряжении своих извилин не дано понять результата трудов буйной фантазии мастера. Художник настолько поглощен в созидание искусства, что зачастую при этом между ним и людьми простирается бездна непонимания. Я не утверждаю, что все художники нищие, но чаще таковы правила этой азартной игры.

Музыкант

Музыкант уже совсем другой тип. Музыкант - это орудие, взятое напрокат. Хотя у него и могут быть свои музыкальные предпочтения, он все равно не особо разборчив в том, какой музыкальный материал играть ради возможности оплачивать свои счета. Музыкант разбирается в различных стилях и способен копировать игру других музыкантов. Такие исполнители хороши для работы в качестве приглашенного гитариста или учителя. Также как и художник, музыкант постоянно работает над совершенствованием уже известных ему навыков и отработкой новых. У музыканта есть, однако, одна проблема - его творческие поиски тщетны. Давайте признаемся, в глубине души мы все хотим быть художниками. Мы хотим, чтобы после смерти кто-нибудь послал наш альбом куда-нибудь в далекое пространство космоса, и чтобы через миллионы лет инопланетянин нашел его и сказал: "этот землянин написал самую великую музыку во всей галактике".

Золотая середина

Кем бы вы больше хотели быть, художником или музыкантом? Вспомните фразы "голодный художник" и "борющийся музыкант". Лично я предпочел бы бороться, как музыкант, и при этом создавать искусство. Думаю, чтобы быть гитаристом и вести приличную жизнь, следует уделять внимание обеим амбициям. Многие гитаристы фокусируются на какой-то одной задаче и в результате создают себе массу трудностей. Основную часть денег я зарабатываю не продавая свои альбомы, а играя чужую музыку. Однако, если честно, выпуск собственных альбомов приносит наибольшее удовольствие и вознаграждение (духовное, разумеется, не материальное). Занимаясь и тем и другим, мне удается находить правильный баланс в карьере гитариста. Одно дополняет другое.

О том, как зарабатывать на жизнь, будучи гитаристом

Забудь пословицу: "Не берись за гуж, коль не дюж", - никогда не отказывайся от работы. По двум причинам: первая - деньги, а вторая - возможность научиться чему-то новому. Самой непростительной ошибкой гитариста является отказ от работы из-за того, что он посчитал себя недостаточно квалифицированным или не имеющим опыта играть в требуемом стиле. Помню, когда мне было двадцать, я получил предложение за 20 баксов поиграть кантри на каком-то вечере. До этого мне никогда не приходилось играть кантри, поэтому я уже почти был готов отказаться, сославшись на занятость, но, все таки, сумев пересилить себя, согласился. Вооружившись нотами, я проработал нужный материал, занял у своего соседа телекастер и отправился, как оказалось, получать лучший в своем роде урок игры на гитаре. Было ли мне страшно? Еще бы. Как раз это и помогло отработать как положено. Старый добрый мандраж. Разумеется, у меня были свои музыкальные предпочтения, но лучше поиграть час на свадьбе, разучить в процессе парочку новых мелодий и получить пятьдесят-сто баксов, чем пахать в макдональдс за минимальную ставку. Я всегда отчитываю своих учеников, если они отказываются от подработки по какой-то слюнявой причине.

Не лезь на рожон - простота убережет от попадания впросак. Сидя дома, можно играть, пытаясь достичь недосягаемое, но на работе помни о своих возможностях. Опыт работы в студии научил меня следить за каждой нотой. Записывая музыку для другого музыканта, следует беречь чужое время и выполнять свою часть работы идеально. Каждая ошибка выйдет потом боком. Пленка крутиться, и после записи ты возвращаешься в комнату, где звукорежиссер и продюсер занимаются сведением. Они включают отыгранный тобой второй кусок и слышат, что гитара звучит слишком громко. В таких ситуациях хочется куда-нибудь спрятаться, да некуда. Каждый сбой ритма или недотянутый бэнд заставляет съеживаться. В студии я научился слушать каждую свою ноту, повторяю, каждую. Таким образом есть возможность понять, что ты можешь и чего нет, и затем усиленными занятиями развить свои технические возможности дальше. В студии я стараюсь записать как положено свою часть с первого или второго раза. В следующий раз, подрабатывая где-нибудь на ничего не значащем вечере, представь, что записываешь в студии партию для Монтсеррат Кабалье. Посмотришь тогда, как долго сможешь играть без единой ошибки. Такой подход должен войти в привычку.

Возлюби своих врагов. В детстве, когда я только начинал заниматься на гитаре, мне чрезвычайно хотелось задавить своей техникой других юных гитаристов. Соревновательный дух важен, он заставляет людей стремиться к совершенствованию своих навыков. Однако, смотрите, чтобы он не ослепил вас. Каждый раз, когда к нам приезжают Mike Stern и Scott Henderson, мне страшно идти на их концерт: я знаю, что их игра повергнет меня в уныние. Невольно приходится сравнивать себя с ними, и тогда от правдивой самооценки не уйти. Конечно, можно легко остаться дома и не подвергать свое гитаротворчество невыносимому испытанию, но я заставляю себя идти. После того, как все заканчивается, я отправляюсь домой и, не притрагиваясь к гитаре, ложусь спать. Уже на следующее утро через силу беру гитару и начинаю, как маньяк, практиковаться. Такие ситуации встречаются в моей жизни постоянно. Всегда находится кто-то, кто играет лучше, чем ты. Важно находить таких людей, завязывать с ними дружбу, слушать их, копировать и учиться. В тайне ненавидеть их, впрочем, тоже нормально! Подчините свою зависть и ревность, и примените их на благо. Что интересно: многие гитаристы, которых я хотел победить в гитарной войне, становятся друзьями и время от времени приглашают меня поиграть в своих проектах. Музыканты, которые избегают более талантливых музыкантов, обречены на посредственность.

Слушай, что тебе мама говорит.

Пусть ты одаренный и даже великий гитарист, однако одаренность - только половина битвы в борьбе за звание успешного гитариста. Прочитай эти важнейшие правила:

Не опаздывай. Если ты будешь приходить с опозданиями на работу в студию, тебе никогда больше не позвонят. Время - деньги. Приходи раньше, проверь оборудование и приготовься к работе до того, как она начнется. Тоже самое касается прослушиваний и репетиций. Продюсеры - занятые люди, и они скорее нанимают заслуживающего доверия человека. Один мой друг рассказывал, что, когда он работал с одним знаменитым музыкантом (умолчу, с кем), нанятый клавишник опоздал и заставил ждать группу всего только одну минуту. Его уволили тут же на сцене. Представьте себе! Всего лишь одна минута, и парень потерял работу за 2000 долларов в неделю. Не делайте таких ошибок.

Следи за тем, как ты выглядишь. Еще до того, пока был взят первый аккорд, аудитория по твоему виду уже сделала о тебе свои выводы. Это касается также и прослушиваний. Перво-наперво, остановись у ларька и купи последний номер журнала GQ. Я не шучу! Просмотри фотографии и обрати внимание на моду сегодняшнего дня. Одеваться нужно уметь! Я знаю множество прекрасных музыкантов, которые теряют из-за того, что каждый день носят одну и ту же футболку. Miles Davis, например, не только гениальный музыкант, но настоящий образец ценителя моды. По этому поводу мне довелось получить первый урок в 18 лет. Тогда мой товарищ по группе настоял на том, чтобы я купил новые ботинки, так как мои были уже изношены. В принципе, какая разница, какие у кого ботинки, но когда стоишь на сцене, ботинки - это первое, что бросается в глаза первому ряду зрителей. Своим видом следует гордиться и держать себя нужно самоуверенно. Харизма, очарование и стиль немаловажны в музыкальной карьере.

Меняй стили, как перчатки. Старайся играть в как можно больше разных стилях. Это увеличит количество работы, которую ты сможешь выполнять. А также развивай свои вокальные данные. Иногда только лишь одно это даст новый заказ. Очень много групп разыскивают музыкантом, которые могут и играть, и петь. Так они экономят деньги, потому что можно нанять одного человека вместо двух. Если ты можешь петь гармонию, хорошо. Если ты можешь быть солистом, еще лучше. Кроме того для группы такая возможность является стратегическим выигрышем. Втроем можно заработать больше, чем квартетом. Большинство заказов оплачиваются на группу, вне зависимости, сколько человек входит в ее состав.

Образование

Образование. Если есть время и деньги, запишись в хорошую музыкальную школу. Один год мне довелось заниматься в лос-анжелеском институте Musician's Institute, где я потом остался на шесть лет преподавателем. Самое замечательное преимущество обучения в большой музыкальной школе - это возможность общаться с разными студентами и обмениваться с ними опытом. Музыкальный институт Лос-Анжелеса хорош еще тем, что там учат не только искусству музыки, но и искусству выживать с помощью музыки, то есть как зарабатывать на жизнь.

Преподавание. Преподавательская деятельность научит тебя еще большему, чем ученическая жизнь. После работы в музыкальном институте я в 1992 году переехал в Японию и поступил на должность директора образования в токийской музыкальной школе. В лос-анжелеском музыкальном институте мой класс с одной стороны находился рядом с классом Scott Henderson и классом Paul Gilbert с другой. Там же мне посчастливилось познакомится с легендой джаза Joe Diorio. Только один тот факт, что ты находишься в здании с такими людьми, и впитывание происходящего вокруг стало для меня бесценным опытом. Преподавание, кроме того, заставляет сформировать свою музыкальную концепцию, которая, в свою очередь, помогает развиться в качестве гитариста. Если вам повезет получить работу в музыкальной школе, где, помимо всего прочего, занимаются преподаванием искусства звукозаписи, то вы сможете просочиться в кулуары и многому там научиться. Одним из самых важных преимуществ преподавания в школе является возможность коммуникации. В моей школе учителя очень часто организуют совместные проекты. Они советуют и рекламируют друг друга для разного рода выступлений. Еще в преподавании замечательно то, что это дневная работа, и она не идет вразрез с вечерними концертами. Это дополнительный и постоянный источник дохода..

Некоторые советы о том, как получить работу преподавателя

Собеседование

Поведение. Очень часто люди портят все именно на этом этапе. Вот, как это обычно происходит. Я получаю звонок от человека, который ищет работу преподавателя. Назначаем встречу. Во время разговора у меня складывается впечатление, что он вполне приличный парень. Глаза не красные, и разговор поддерживает в сдержанной манере. Вы, наверное, подумали, что я шучу? Ничуть. Вы даже не представляете, как много людей приходят на интервью под действием каких-нибудь наркотиков. В таком случае, на место даже не рассчитывайте. Мне все равно, чем человек занимается в свободное время, но если он приходит наниматься в школу в наркотическом опьянении, то и на работу может придти таким же. Также, как я уже говорил, никогда не опаздывайте на интервью.

Желание. Мне нужен преподаватель, который хочет учить. Школа - это бизнес, поэтому учитель должен учить всех учеников, а не только талантливых. Очень много студентов бросают школу из-за дискриминации. Не по расистскому, религиозному или половому признаку, а по отбору "талант - не талант". Если вы чувствуете, что будете фильтровать студентов по музыкальной одаренности, на меня работать вы не будете. В моей школе все ученики должны доучиться до конца. Об этом тоже нужно помнить на собеседовании.

Резюме. Не стоит не скрывать лишнее. Вам понадобится принести на собеседование свое резюме. Не заносите туда то, что не относится непосредственно к музыке и преподаванию в музыкальной школе. Прочитав резюме, я должен увидеть, что для человека музыка - это его работа. Если вы подрабатываете, играя на гитаре, и одновременно, скажем, на полставки в местном супермаркете товары по полкам раскладываете, то вы не подходите для работы учителя музыки. Мне нужен человек, который будет учить студентов, как зарабатывать на жизнь только гитарой, предполагая, что и ему самому удается это делать. Не лгите, но и не указывайте в резюме нерелевантные детали своей биографии.

Демонстрационная запись. Допустим собеседование и резюме прошли отбор. Дальше идет этап, на котором многие заваливаются, а именно, отсутствие записей своей игры. Мне нужно послушать, как вы играете. Кассеты не очень подходят. Нужен прилично записанный компакт-диск. Его можно записать дома или в студии, не важно, но он должен показать в достаточной мере, но что вы способны. Свои записи нужно приносить не только для найма на работу, но и на прослушивания. Часто для того, чтобы только тебя пригласили на прослушивание, необходимо сначала послать резюме и демонстрационную запись. И смотрите, не пошлите продюсеру, которому надо рок-гитарист, демо-запись с bebop.

Продвигайте себя сами

Не ждите у моря погоды. Это совет тем, кто хочет удовлетворить свои художественные амбиции. Не важно, как много вы зарабатываете играя по найму или учительствовая. Раз вы взялись за гитару, то у вас наверняка с самого начала была мечта записываться и делать свою музыку. В прошлом, гитаристы делали демо и обивали пороги студий звукозаписи, в надежде, что их возьмут на поруки. Жалкое время. Музыканты не имели какой-либо власти. Даже сегодня все еще есть много гитаристов, которые продолжают делать тоже самое, не понимая, в какое замечательное время мы живем. Благодаря сегодняшним технологиям, издание собственного диска - плевое дело. Если вы хорошо отрепетировали свои произведения, на запись в студии вам потребуется дня три, включая микширование. Я записал, отмастеровал и размножил свой диск "Prospects" примерно за три с половиной тысяч долларов. В эту сумму включены деньги, которые я заплатил приглашенным музыкантам для записи. Если у вас есть группа, вам, наверное, и не понадобится им платить, поэтому сумма будет меньше.

Советы по звукозаписи. Основательно подготовьтесь. Главный фокус в экономии денег - это скорость работы. Существует ложное представление, будто для записи альбома нужно провести месяц в студии. Это не так. Если вы хорошо отрепетировали свои произведения, то сможете правильно их записать в два приема. После этого, вы решаете, какой из вариантов вам больше нравится, перезаписываете отдельные моменты, если они вам не подходят, и переходите к следующей вещи. Дело в том, что для записи моего последнего диска мы ни разу не репетировали. Я нанял ребят, которые просто читали по нотам прямо в студии. Мы прогнали один раз песню для разогрева, потом дважды ее записали и все. Даже отдельные части не перезаписывали. Нанятые мной ребята были музыкантами высшего класса. Если вы отправитесь в студию и начнете репетировать, то никогда не закончите во время.

Продажа собственного альбома. В старые времена существовала только одна единственная возможность продать свой альбом, а именно, заключить контракт с компанией звукозаписи и фирмой распространения. Они уже изготовляли, рекламировали, доставляли в магазины, а музыкантам оставалось дожидаться мизерного чека. Причитающиеся группе проценты отличаются от компании к компании, но, если коротко, принцип таков: вам нужно продать как минимум миллион экземпляров альбома, чтобы суметь заплатить за квартиру (подробнее читайте статью "Куда улетучиваются деньги" часть I и часть II. прим. переводчика). В этом есть горькая правда "крупных контрактов". Но сейчас, благодаря интернету, мы живем в славные времена. Альбомы можно продавать через собственный вебсайт. Его также можно разослать по другим проектам, которые есть в интернете (один из таких проектов находится здесь: www.cdbaby.com или www.guitar9.com ). Помимо этого, есть страницы, на которых проводят рецензирование свежевыпеченных альбомов. Если вам удалось создать хороший альбом, то вы сможете получить на него положительные критические отзывы от сайтов, специализирующихся на музыкальной критике. Потенциальные клиенты заходят на эти сайты, читают рецензию, потом идут на ваш сайт и покупают оттуда диск. Я, лично, захаживаю на www.godsofmusic.com, www.silverdb.com и некоторые другие. Вам нужно просто поместить на своей странице ссылку на www.cdbaby.com или www.guitar9.com, и тогда посетители смогут попадать с этих адресов на ваш вебсайт. Такие проекты, как www.guitar9.com, www.cdbaby.com и большинство подобных, например, www.amazon.com продают компакт-диски по кредитной карточке, а затем присылают вам время от времени причитающийся чек. С продаж они забирают себе 4-5 долларов и все довольны. То есть по сути, вы практически сами себе дистрибьютор. При заключении контракта с крупной студией, максимум на что вы можете рассчитывать - это доллар с диска. При самостоятельной работе с диска получается около десяти долларов и около 14 долларов с диска, проданного на концерте или со своей страницы в интернете. Чтобы заработать те же деньги по контракту с крупной студией, нужно продать в десять раз больше экземпляров альбома. Но, самое главное, при самостоятельной работе появляется моральное удовлетворение: это ваша мотивация, ваша целеустремленность и настойчивость делает альбом продаваемым. Продвигая свою музыку самостоятельно, вы многому научитесь в самом процессе.

Ваш вебсайт. О том, как сделать свой вебсайт, о доменах и хостинге, существует очень много подробной информации в интернете. Здесь мы не будем останавливаться на этом.

Быть гитаристом - это огромное счастье для меня. Надеюсь, некоторые мысли, изложенные здесь, окажутся вам полезными в ваших поисках. Я изучал и продолжаю в процессе работы изучать этот бизнес и пока успешно. Если у вас появятся вопросы или комментарии, пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте в любое время. До следующих встреч...


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин