Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Гитаристы / Mattias "IA" Eklundh

Mattias "IA" Eklundh По вопросам, собраным с форума
Перевел с английского и составил Антон Ивлев

Ссылки: FreakGuitar, FreakKitchen

Stay freaky!
Mattias "IA" Eklundh

Mattias "IA" Eklundh - гитарист, изобретатающий музыку в подвале своего дома с минимальным оборудованием. Слушая его, в это трудно поверить. Трудно было поверить и самому Матиасу, когда однажды он получил письмо от самого Стива Вая, восторженно отзывавшегося о его игре.

Второй сольный альбом шведского гитариста, "Freak Guitar", вышел в 1999 году и сразу поразил любителей гитары своей неординарностью и прогрессивностью. Мы связались с Матиасом, и он любезно согласился дать экслюзивное интервью для GuitarPlayer.Ru.

1. Твои композиции такие оригинальные и непохожи друг на друга. Как они появляются, спонтанно, в течении какого-то времени или в одночасье - озарением?

Всегда по-разному. Иногда вначале появляется идея. Ты ее разбираешь, включаешь аппарат (я все записываю дома в шведских лесах) и... вуаля - новая песня готова. Иногда долгое время трудно даже понять, в каком направлении следует идти, что необходимо, чтобы получилась музыка. Быть одновременно звукорежиссером, продюсером, музыкантом и т.д. - довольно скользкое дело, хотя и интересное. Прекрасно, если есть чувство свободы, когда не думаешь, что запись одного соло обойдется в 1000 долларов студийного времени. Я никогда больше не буду записываться в платной студии. Запись музыки - это свобода и забава.

Mattias "IA" Eklundh - Freak Guitar 2. Кто из музыкантов повлиял на тебя?

Вначале были Kiss. Когда в 1976 году вышел Destroyer, я стал шестилетним Gene Simmons и постоянно воровал у сестры туфли на высоких каблуках и макияж. В поисках чего-то более экстремального я наткнулся на The Tubes. Мне понравилась обложка What do you want from live?-пластинка. Однако сама музыка меня разочаровала, все-таки поп-джаз, а не жирный, полуприземленный рок. Позже я научился докапываться до сути, и это несомненно помогло сформировать позитивное видение музыки. Потом Nina Hagen, но самым значительным музыкантом, повлиявшем на меня больше других, остается Frank Zappa.

3. Когда ты почувствовал, что начал выражать свою индивидуальность в музыке? Какой подход к инструменту, какие эксперименты с музыкой помогли тебе в этом?

Я думаю, индивидуальность и личностное отношение проявляются все больше и больше с годами. Мой стиль начал зарождаться в поздние подростковые годы. При записи альбома Scratch 'n Sniff группы Fate в 1990-м году, все стало укладываться на свои места. Я все время старался ходить нехожеными мной дорожками. Для меня это главное: поднимать свою личную целину. У меня несметное количество идей для будущих альбомов. Необходимо только перевести их в 44,1 kГц и оформить так, чтобы люди могли это слушать. Музыка для меня - это образ жизни. Все есть музыка: от гулкого постукивания лифта, до звука плохо работающего принтера...

4. Что ты предпринимаешь, если не знаешь, как дальше развить интересную идею?

Возвращаюсь на два шага назад и оставляю так на некоторое время (правда, пока до этого дойдет, я могу довести себя до белого каления. Для меня тяжелее признать положение вещей состоявшимся, чем стараться изменить его, даже если это убийственно...ха-ха). Помню, обработка песни See you in Pittsburgh из Appetizer, первого альбома Freak Kitchen (1994), заняла около года. А все потому, что мне никак не удавалось придумать продолжение после вступления...

5. Какие еще источники, необязательно музыкальные, мог бы ты порекомендовать для развития личности?

Книги, фильмы, путешествия.

6. Как бы ты назвал свой музыкальный стиль?

База, я думаю, хард-рок. Но я люблю комбинировать все музыкальные стили. Скажем, "Freak Music". Не знаю, это трудно...

7. С кем из гитаристов ты бы хотел поработать?

Есть много удивительных гитаристов: Vai, Satriani, McLaughlin, Ron Thal, Bireli Lagrene, Jimmy Rosenberg, Van Halen.

Mattias "IA" Eklundh 8. Несколько слов начинающим. Что бы хотел посоветовать?

Быть честным перед самим собой. Если у вас неординарное музыкальное видение, или вы играете и пишите музыку, которая еще пока не блещет, не останавливайтесь. Если вы будете продолжать долбить эту стену, рано или поздно она упадет...

9. Что бы ты мог порекомендовать для развития такого же, как у тебя, свободного чувства импровизации, выходящего за рамки "обычной" гитарной игры?

Свободомыслящий подход к музыке. Я всегда останусь в хэви-метал, ибо нигде нет такой необузданной силы, неограниченной власти. Хотя дома я и редко слушаю такую музыку. В моих произведениях можно услышать разные стили: от gypsy jazz до Альфреда Шнитке, и мне кажется, что это "осеменяет" мою игру и мир звуков в здоровом смысле.

Многое рождается из ошибок. Бывает сходишь постепенно с ума, повторяя одну и ту же фразу, как вдруг сделаешь что-то из ряда вон, а получилось окидоки. Люблю импровизировать.

10. Ты любишь играть на слух или по нотам?

Чаще сочиняю по слуху. Однако, здорово, если уметь записывать музыку на бумагу. Сейчас я хочу нанять кого-нибудь для транскрибирования своей музыки, ибо к этому растет интерес. Приходит много писем по электронной почте. У самого просто нет ни минут, ни часов, чтобы заниматься этим. Я бы мог только помогать в качестве консультанта.

11. Твоя музыка энергетикой, стилистикой, очень похожа на музыку Рона Таля. Откуда такая схожесть? (Наверное, вас обоих похищали инопланетяне?.. или вы пьете одинаковое пиво?)

Я думаю, ключевое слово - юмор. Рон абсолютно фантастический гитарист и прекрасный, веселый человек.

12. Как долго ты искал подходящее для себя оборудование? Расскажи, пожалуйста, о нем. Нашел ли ты свою гитару?

Мне посчастливилось обладать своей собственной подписной моделью The Apple Horn, изготовленной японскими мастерами Caparison. Она прекрасно подходит для моего стиля и для меня лучшая гитара в мире. Очень чистый звук, простая и великолепно сделанная. Из оборудования у меня есть усилители Laney, VH100R, VC50 и новый TT100. Это все. Никаких эффектов, никаких блоков, ничего между гитарой и усилителем. Мне было скучно с педалями и пр., не мое.

Гитары Caparison и усилители Laneys я использую с 1996-го года и они создают основную часть звука. До этого у меня было несколько гитар Ibanez и паршивенький магнитофон... ха-ха.

13. У тебя есть концертные записи?

О да, и много. Нужно найти время, чтобы раскопать весь этот материал, там есть по-настоящему интересная музыка. Для тех, кто ее ждет.

14. Насколько твоя музыка, в частности "Freak Guitar", воспроизводима в концертной ситуации? Или на концерте что-нибудь упрощается, изменяется?

Мы играли кое-что из альбома Freak Guitar с Freak Kitchen на концертах, например When Sam Player it Again... и La Bamba. Оборудование такое же, что и в студии (то есть в моем подвале). На сцене я много импровизирую, вместо голой игры студийной версии. Иногда получается полная чушь, но иногда выходит занимательно, поэтому, я думаю, такие эксперименты стоят того.

Mattias "IA" Eklundh 15. Партии твоей гитары часто кажутся нарезанными из кусочков. Играешь ли ты свои произведения насквозь?

Нет. Я записываю их отдельными кусками, за исключением солирующих партий гитары в таких песнях, как Time to Breathe. Там соло не разрывалось. Но, в основном, я много импровизирую, пока не найду то, что нужно. Может быть добавляю кое-что для лучшего звучания и продолжаю.

16. В твоей музыкальной деятельности компьютер играет большую роль?

Да, очень. Я записываю только на жесткий диск, так получается более гладко и легче.

17. Как создаются секундовые (расстроенные унисоны) фразы без пич шифтера?

Я по-другому настраиваю гитару. Чаще всего так: DADGAD (снизу вверх). Таким образом получается секунда между струнами G и B, что создает некий обертоновый звук, но другой. Думаю, перестройка гитары - отличный способ с ней поладить, так сказать. Все, что ты изучил и знаешь, не подходит, и приходится разучивать по-новому. Мне это очень нравится.

18. Твое легато звучит просто неповторимо - есть ли какой-то секрет?

Секрета нет. Легато и теппинг для меня естественная вещи. Как-то я беседовал с одним пуристом, который считал теппинг надувательством... Мне представляется, что любая техника - это способ извлечения звука или комбинаций оттенков, которые звучат в моей голове.

19. Как играются двухоктавные интервалы в The Mud Man - на 6 и 1 струнах? Используются ли там скольжения в сочетании с рычагом?

Надеюсь, я понял вопрос. Там нет никаких скольжений или рычага. Мелодия строится на струне А (тоника) и октавы на струнах G и E. Довольно просто.

20. Что раньше появилось - потребность брать высокие ноты, а потом гитара с 26 ладами или, наоборот, все эти визги пошли от возможностей инструмента?

Звуковысотность возможных флажолетов на гитаре выше, чем звуковысотность нот на 27-м ладу. Я люблю комбинировать обертона, например, соль (17-й лад, струна G) и фа-диез (26 лад, струна E).

21. Сложно ли было научиться четко и чисто играть на верхних узких ладах? Как твои пальцы помещаются туда?

Конечно, существуют пределы возможного, но вырез на Apple Horn позволяет дотягиваться до нижних ладов. Что касается ширины ладов... это проще, чем кажется.

22. Как ты сочиняешь мелодии с октавными прыжками - сразу так слышишь или потом аранжируешь мелодию?

Чаще всего вначале появляется мелодия, а затем я ищу пути, чтобы сделать ее "своей", то есть пытаюсь наложить свои отпечатки пальцев. Так, например, было с La Bamba. Согласитесь, сыграть известную мелодию на одной струне - примитивный вариант. Необходимо было найти свой подход, и использование октав показалось мне наиболее музыкальным решением.

Mattias "IA" Eklundh 23. За счет чего такой сустэйн на высоких нотах? Ведь струна там очень короткая - она не может так долго звучать.

Я ударяю по струне указательным пальцев левой руки, немного опустив перед этим вибрато (чтобы избежать ненужных призвуков). Расположение можно посмотреть на сайте: FreakGuitar (раздел Licks: ссылка Harmonics). Если удастся ударить чисто (с хорошим дисторшном), струна звучит бесконечно. Намного дольше, чем при щипке медиатором.

24. Используешь ли ты наперсток или железный медиатор для слайдов (например вступление в God - The Mechanic)?

У меня даже нет слайда. Если нужно, в дело идут все, что есть под рукой: бутылка, или что-то в этом роде.

25. Как выравнивается амплитуда обычного звука и тэпов медиатором в районе датчиков. Или все дело в 26 ладах?

Равномерная амплитуда получается за счет очень сильного теппинга. Кроме того, я использую очень жесткие медиаторы, которые не создают лишних щипковых призвуков.

26. Как достигаются специфичные призвуки в La Bamba?

Как и в предыдущем вопросе, возможно это была бутылка, в сочетании с тэппингом и игрой медиатором. При извлечении звука приемом hammer-on, медиатор немедленно прячется за второй палец правой руки.

27. Можешь ли ты пропеть такие скачки? Повлияло ли на тебя тирольское пение?

Ха-ха. Да, я могу благопристойно их пропеть. Что касается тирольского пения, то сейчас я его мало слушаю. В Токио, при посещении одного эксцентричного ресторана, со мной произошла смешная история. (подробнее читайте "The Quest of the Apple Horn Sand Stone" на FreakKitchen).

28. В какой вещи и каким способом ты берешь самую высокую возможную ноту?

По-моему, самая противная, высокая нота в альбоме Freak Guitar - одна из гармоник перед последним рифом в God - The Mechanic. У струны E есть несколько злых частот. Не важно, как низко ее настраивать, всегда трудно правильно ее подобрать. Я думаю, там была извлечена какая-то конкретная нота.

29. Как тебе удается находить такие новые звуки - ведь после Вая, казалось, что уже ничего нового придумать нельзя. Здесь точно обошлось без электроники?

Кроме гитары я применяю только старый ржавый шланговый зажим, детский телефон-игрушку и пульт дистанционного управления. В самой гитаре заложено очень много возможностей, и большинство моих "инопланетных" звуков берутся из нее.

30. Ты говоришь, что не используешь никаких обработок, но иногда твоя гитара звучит синтезированно или неестественно чисто. Можешь поделиться секретом? Например, за счет чего такое звучание в "Revenge Of The Bambi Loving Terrorist"? Наложения?

Усилители Laneys ставятся на высокую громкость. Очень высокую. Далее у меня есть микрофон Shure SM57, который направлен непосредственно к дешевому ламповому усилителю ART (для придания цифровой несущей некоторой теплоты), и далее прямо в компьютер. Я часами могу переставлять микрофон, чтобы добиться нужного результата. Вот и все.

Mattias "IA" Eklundh

31. Как получаются дрожащие ноты в "Revenge Of The Bambi Loving Terrorist"?

Это пониженные секунды, сыгранные на струнах B и E. Включен только один звукосниматель, ближе к грифу. Затем результат дублируется на DX27 - синтезаторе моего шурина.

32. Расскажи немного о глушении. Как удается избежать шумов при активном использовании рычага?

Если брать флажолеты так, как я, то глушения других струн не требуется. Только через некоторое время, когда звучание начинает затухать, возникает некоторый шум.

33. Как делается звук дрели в Apparatus?

Это, наверное, пульт дистанционного управления. Я направляю инфракрасный луч на звукосниматели, нажимая любую кнопку. Все пульты дистанционного управления звучат по-разному. Попробуйте!

34. Последний крик в The Black Page - это тоже гитара?

Нет. Я украл его, кажется, из фильма Re-Animator.

35. Для чего используются альтернативные настройки - для игры слайдом (Dbsus4, B6add9)? В какой вещи используется перестроенная гитара?

В альбоме Freak Guitar применялись масса всевозможных настроек. В каждой песне могло быть по нескольку. Вначале я мог играть солирующие партии с обычной настройкой, но, если на каком-то месте застопоривался, то мог взять гитару с альтернативной настройкой и продолжать записывать с ней.

36. Когда ты импровизируешь, например, на блюз - ты звучишь также экзотически или более стандартно?

Играя блюз, я стараюсь обработать его по-своему как только могу. Будучи белым шведским парнем из среднего класса, я не очень хороший блюзовик. Но мне нравится блюз, и стараюсь играть его интересно, вставляя нестандартные фразы.

37. Песню "Squirrel" ты сам поешь?

Да.

38. Показываешь ли ты на своем видео (94г) скачки, использование сверхвысоких звуков и другие экзотические эффекты альбома "Freak Guitar"?

Да, показываю, но я планирую выпустить более подробное видео, наверное, после выпуска следующего альбома. Видео 94-го года было сделано за ночь. Записывать начали около полуночи и закончили к пяти утра. Весьма профессионально... ха-ха.

39. Поясни, пожалуйста, следующие слова в предисловии к твоему видео: "Mattias demonstrates how to use hose-clips and remote controls in a very unorthodox video".

Это видео трудно сравнить с нормальными "серьезными" учебными школами, в основном из-за моего настроения, которое меня охватило во время записи. Да и сама запись воспринималась, как простое развлечение. Там есть фрагменты, где я непосредственно показываю применение в игре шланговых зажимов и пульта дистанционного управления.

40. Ты случайно струны местами не меняешь?

Нет.

41. Какую музыку ты слушаешь?

John McLaughlin, Django Reinhardt, Slayer, Tom Petty, Steely Dan, музыку к французскому фильму Swing, всего Howard Shore и многое-многое другое.

Mattias "IA" Eklundh 42. У тебя есть хобби помимо гитары?

Да. В свободное время я люблю смотреть фильмы. В моем подвале свалено пара тысяч всевозможных фильмов, плохо влияющих на мою девушку. Из любимых режиссеров могу назвать David Cronenberg и Woody Allen. Блестящие работы и вдохновляющие. Застряв с какой-нибудь идеей, нет ничего лучше, как засунуть что-нибудь в DVD или видеомагнитофон и развалиться на диване.

43. Есть ли у тебя любимые вебсайты? Ты много проводишь времени в интернете?

Я вообще не провожу время в интернете. Связь ужасная с тех пор, как я переселился в леса Швеции. Вечно не дождешься, пока что-то загрузится. Если мне хочется поддержать свое эго, я захожу на сайты, где фигурирует моя физиономия, например, Favored Nations. Но над своим сайтом я работаю и часто его обновляю, практически каждый день.

44. Почему ты принял участие в Jason Becker Tribute?

Если можешь помочь - помоги. Решение было несложным.

45. Скажи, Стив Вай особенный человек в твоей жизни?

Это невероятно здорово, когда один из наиболее значительных гитаристов на планете, босс твоей студии звукозаписи. Когда он написал мне по электронной почте и сказал, что ему понравилась моя игра, я подумал, что кто-то надо мной решил пошутить. Стив стал для меня настоящим вдохновителем, и я его очень уважаю, как музыканта. Мне несказанно повезло.

46. Когда ты осознал, что хочешь стать гитаристом?

Когда в юном возрасте, сойдя со сцены после игры на ударниках, я обнаружил, что никто не знает, кто я такой... ха-ха. Кажется, мне было около 13 лет, когда я принял важное решение.

47. Твои родители поддерживали тебя в этом?

Да, родители всю жизнь меня очень поддерживали. Им приходилось не сладко, чтобы вырастить четырех моих старших сестер, но пришли к выводу, что внутренний музыкальный огонь во мне не укротить. И они мудро дали мне делать то, что я хочу. Помогая и с любовью, естественно. Я бесконечно благодарен им за это.

48. Едите ли вы в турне по Европе в ближайшее время? Было бы тебе интересно организовать несколько семинаров для гитаристов?

Мы собираемся во Францию и скандинавские страны после выхода следующего альбома Freak Kitchen CD (название Move). Планируем заехать в Германию и еще несколько стран. Посмотрим. Заходите время от времени на www.freakkitchen.com или www.freakguitar.com за новостями. В семинарах я тоже люблю участвовать, возможно проведем что-нибудь в этом роде.

49. Когда планируется выпуск "Freak guitar vol. 2"?

Посмотрим. Несколько композиций уже готовы и я работаю над ними так много, как могу. Но необходимо прилагать усилия, чтобы не повторяться. Я бы сказал, года через полтора.

50. Ты состоявшийся музыкант и занимаешь свое уникальное место в мире музыки. О чем ты еще мечтаешь, в музыкальном смысле? К чему стремишься?

Мне нравится то, что я делаю, хотя трудно верится, что я смогу создать роскошную жизнь, продолжая дергать струны в своем доморощенном стиле. Мне удалось 12 лет выживать своей странной музыкой, а последние два-три года вообще были великолепны. Сейчас я хочу только продолжать дальше, с интересом ожидая увидеть, что ждет меня за шестиструнными закоулками.

2 июня 2002г.


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин