Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Гитаристы / Marty Friedman - Полет нормальный!

Марти Фридман

Автор: Александр Фролов

Примерно в это же время знаменитой группе Megadeth с не менее знаменитым Дейвом Мюстейном (Dave Mustaine) во главе потребовалась замена - новый гитарист и ударник. Последние несколько месяцев для Megadeth были на редкость неудачными: сначала по окончании "World Anarchy Tour" концертом в Лондонском зале Hammersmith Odeon из группы были уволены гитарист-виртуоз Джефф Янг (Jeff Young) и ударник Чак Бехлер (Chuck Behler); затем, по возвращении в штаты оба Дейва - Мюстейн и Эллефсон - попались за вождение в пьяном виде и были направлены на принудительное лечение, поскольку это нарушение было далеко не первым; а сразу после этого их ждала запись сингла Марти Фридман для звуковой дорожки фильма Уэса Крейвена (Wes Craven) "Электрошок" (Shocker, 1989). Среди выбранных Дейвом Мьюстейном песен была кавер-версию известного хита Элиса Купера (Alice Cooper) с весьма символичным (или символичным с точностью до наоборот) названием "No More Mr. Nice Guy" - как раз он только что пообещал себе не увлекаться больше крепкими алкогольными напитками. Все гитарные партии песен ему пришлось записывать самому, а так как у Megadeth не было и постоянного ударника, пришлось воспользоваться помощью сессионного музыканта - их же барабанного техника по имени Ник Менца (Nick Menza). Интересные повороты судьбы, не правда ли?

Одновременно с этим он начал поиски нового гитариста. Будучи и сам хорошим гитаристом, Мюстейн на этот раз хотел взять в группу настоящего виртуоза и профессионала в полном смысле этого слова, с которым можно было бы легко работать в паре не только в плане исполнения, но и сочинения песен. Из предыдущих кандидатов Дейва вполне устраивали стиль работы Криса Поланда (Chris Poland) и техника Джеффа Янга, но ни один из них чем-то не устраивал его персонально; на этот раз он решил исправить и это. Приглашения были разосланы Даймонду Дарреллу (Diamond Darrell) из Pantera, Джеффу Уотерсу (Jeff Waters) из Annihilator и Марти Фридману. Даррелл и Уотерс отказались, поскольку у них были собственные группы, дела которых шли неплохо - например, Annihilator как раз был на хорошем подьеме после грандиозного успеха "Alice in Hell" в Европе и Канаде; в итоге вакантное место получил Марти Фридман. Узнав об этом, Джефф Уотерс прокомментировал это просто - "The right man got the job!"

Марти Фридман Поиски же ударника немного затянулись. По старой памяти Марти решил пригласить в группу своего старого знакомого Дина Кастроново (wow! вы представляете себе, КАКИМ бы мог быть Megadeth?!!), но тот был слишком занят преподаванием в PIT ("Percussion Institute of Technology"), чтобы вступать в "концертную" группу - и для Марти, и для Cacophony он выполнял только студийную работу. После того, как и со второго, и с третьего раза ударник так и не нашелся, ударником Megadeth стал (можно сказать, по давней рок-н-рольной традиции) их барабанный техник Ник Менца. Уроженец Германии (Munich), Ник начал свою профессиональную карьеру в Европе (территориально, а не в группе с таким названием) в возрасте 18 лет с группы Rhodes, а затем несколько лет работал сессионным ударником. Он обладал впечатляющей техникой игры, был готов полностью сосредоточиться на работе в группе и был классным парнем, что вполне устроило Дейва Мьюстейна. Таким образом, Ник Менца официально стал третьим по счету ударником Megadeth - после Гэра Самуэльсона (Gar Samuelson) и Чака Бехлера. В этом звездном составе группа и отправилась в студию Rumbo Recorders летом 1990 года, чтобы записать альбом под рабочим названием "Rust in Peace... Polaris".

И вот, после нескольких месяцев напряженной студийной работы 20 октября 1990 года на головы фэнов Megadeth и Марти Фридмана обрушился долгожданный шквал звуков - альбом "Rust in Peace". По праву считающийся лучшим альбомом Megadeth не только со стороны фэнов, но и со стороны критиков (что являет собой редкое проявление единодушия), он не разочаровал и тех, кто ожидал получить всего лишь десяток-другой гитарных дуэлей с участием Марти Фридмана. Причина радости последних была тривиальна - в работе над альбомом Марти по большей части использовал неиспользованные кусочки сольных партий, написанных еще во времена Cacophony, и более года остававшихся невостребованными. Марти Фридман

Вместе с новым ударником они мгновенно преобразили и обновили звучание Megadeth, не говоря уже о том, что в тот же срок и сами стали звездами. Новаторские мелодические решения Марти добавили группе новые неожиданные измерения, прежде определяемые лишь ритмическими рисунками Дейва Мюстейна. Глубокое мелодическое содержание и впечатляющее техническое исполнение альбома принесли Megadeth номинацию на престижную музыкальную награду Grammy в категории Rock/Best Metal Performance (к сожалению, только лишь номинацию...). Большинство фэнов Megadeth сошлось во мнении, что экзотическая и зачасто непредсказуемая игра Марти идеально балансирует четкие "машинные" ритмы Дейва Мюстейна.

Буквально сразу из студии Megadeth отправился в мировое турне практически годичной длительности, во время которого они посетили четыре континента (обе Америки, Европу и Азию) и приняли участие на двух крупнейших рок-фестивалях - Monsters of Rock в Рио-де-Жанейро и Clash of the Titans в Лондоне, где играли с такими монстрами рока, как Judas Priest, Queensryche, Sepultura, Guns'n'Roses, Billy Idol, Faith No More (Monsters of Rock), Testament, Suicidal Tendencies и Slayer (Clash of the Titans). Звездный час Марти Фридмана настал, и отныне он стал музыкантом с мировым именем.

Марти Фридман Следующий альбом Megadeth также записывался довольно-таки долго - четыре месяца, с января по апрель 1992 года. Созданный совместными стараниями всех четырех участников группы, "Countdown To Extinction" продемонстрировал некоторый отход от бескомпромиссных скоростных композиций в пользу более мелодичных - сам Дейв Мюстейн охарактеризовал их новое творение как "смесь альбомов Judas Priest "Sad Wings of Destiny", AC/DC "Let There Be Rock" и Black Sabbath "Sabotage"". Конечно, на этом альбоме присутствует много интересных вещей и для тех, кто ожидает традиционных мелодий и соло Марти Фридмана; но времена гитарных дуэлей для Megadeth, к сожалению, закончились на предыдущем альбоме.

В том же 1992 году, между съемкой видео для сборника "Exposure Of A Dream" и различной рутинной работой для промоушена группы - интервью, фото-сессии и прочая ерунда ;), Марти выкроил время для записи своей второй сольной работы, альбома "Scenes". Это шикарно звучащее музыкальное полотно (назвать его сразу простым альбомом у меня даже как-то и язык не поворачивается) было создано Марти Фридманом в городе Boulder, штат Colorado, в персональной 32-х дорожечной цифровой студии самого Китаро (Kitaro). Китаро (настоящее имя Масанори Такахаши) - культовый японский клавишник и композитор стиля new age и один из любимых композиторов Марти Фридмана, известный помимо своих сольных альбомов работой над звуковыми дорожками ко многим фильмам, и не только японским - в числе прочих он автор звуковой дорожки к фильму Heaven and Earth Оливера Стоуна (1993). В работе над альбомом Марти помогали клавишник Брайан Беквар (Brian Becvar), в то время работающий с Китаро, и уже знакомые нам Стив Фонтано и Ник Менца, а альбом был лично записан и спродюсирован самим маэстро Китаро, что уже ставит его в разряд не совсем обыкновенных альбомов, а Марти Фридмана - в разряд не совсем обыкновенных гитаристов и композиторов, поскольку далеко не каждый удостаивается подобной чести.

Марти Фридман Этот альбом раскрыл слушателям широчайшие музыкальные способности Марти Фридмана, лежащие далеко за пределами прямолинейного скоростного гитарного шреда с некоторыми влияниями классики и восточной музыки. Частично "Scenes" были вдохновлены работами самого Китаро и исследуют те же слои музыкальных реалий. Экзотические аранжировки несут на себе отпечаток востока, песни медленно и величаво перетекают одна в другую, унося слушателя в путешествие на дальний восток, к Тибету и дальше, в реалии страны чувств. Но несмотря на то, что "Scenes" далеко не являются типичной продукцией Shrapnel Records (хотя лично я затрудняюсь дать точное определение термина "типичная продукция Shrapnel Records", поскольку музыканты на ней записываются довольно-таки разные), там все же достаточно гитар для традиционно настроенных фэнов Марти Фридмана. Квинтэссенция же альбома лежит в мелодиях, завораживающих своей красотой. "Scenes" достигает уровня музыкальности, позволяющего полноправно считать Марти Фридмана одним из величайших современных композиторов. Интересным взглядом на предыдущие работы Марти является "Triumph", где мелодия взята из композиции "Thunder March" с альбома "Dragon's Kiss", а оркестровая аранжировка и исполнение на акустических инструментах превращают ее в нечто совершенно иное.

Марти Фридман о "Scenes": "Я хотел создать гармоничные, спокойные, мелодичные, прекрасно звучащие гитарные произведения. Здесь вы не найдете ни имитации звуков несущегося поезда (пика в бок Steve Vai и Joe Satriani?!! ;), ни шума. Альбом будет содержать понемногу сложных, быстрых и медленных гитарных пассажей, но в первую очередь он будет содержать великолепное звучание. Никакой грязи."

Критики о "Scenes": "Марти Фридман приглашает вас усесться поудобнее в любимое кресло для прослушивания (интересно, а у кого-нибудь из нас есть такое? ;) и погрузиться в подобные снам водопады музыки, настолько же расслабляющие и успокаивающие, насколько и неожиданные... Он смешивает восточные и ирландские тональности, получая настолько гибкую и взаимодействующую со слушателем среду настроения new age, насколько ей вообще может является джаз или рок. Продуманно, эмоционально и технически безупречно."

В том же году вышла вторая видеошкола Марти Фридмана "Melodic Control", на этот раз для Inside Edge Productions. В ней он останавливается на вопросах аранжировки и оригинальной формы подачи мелодий слушателю. Я, право же, даже и не знаю, когда он всем этим успевал заниматься - у Megadeth в это время была весьма напряженная программа турне (впрочем, а когда не была?).

Марти Фридман 1994 год принес слушателям не только новый альбом Megadeth "Youthanasia" с интересными, но вполне традиционными риффами и соло, но и кое-что поинтереснее. "Introduction" - так был назван новый альбом Марти Фридмана. Созданный в традициях "Scenes", он развивал заложенную в нем идею еще дальше - на нем не только присутствует больше оркестровых аранжировок, но и при записи были использованы настоящие, "живые" инструменты - скрипка, альт, виолончель и еще несколько других. Естественно, есть на нем и волшебные мелодии Марти, но на этот раз акцент был сделан именно на аранжировках. Звучание пианино и гобоя чудесно переплетается с гитарными мелодиями в его композициях и добавляет их атмосфере недостижимой ранее глубины. Этот альбом более "вылизан" чем его предшественник, возможно, несколько теряя при этом в "живости" оркестровых аранжировок; но, тем не менее, он производит на слушателей нужный эффект. Перефразируя (или, скорее, передразнивая ;) критиков, скажу, что "после путешествия на Тибет "Introductions" унесут вас в такую даль, как Сибирь, и даже дальше". Такое впечатление, что начиная с альбома "Scenes" две стороны музыкальной натуры Марти Фридмана - мелодичная и агрессивная - больше не идут рука об руку, как это было во времена "Dragon's Kiss" и Cacophony; они разошлись и держатся друг от друга на приличном расстоянии.

Марти Фридман Кстати, секрет великолепного звучания оркестровых инструментов этого альбома состоит не только в рациональном использовании нескольких живых инструментов, но и также в том, что все midi-партии были записаны с учетом особенностей фразировки каждого инструмента, и - самое главное! - в том, что заместо обыкновенных, доступных всем пользователям синтезаторов E-Mu, Alesis или Korg сэмплов были использованы специально созданные на заказ для записи звукового сопровождения к телевизионным фильмам. Их "по большой дружбе" достал для Стива Фонтано его приятель Алекс Уилкинсон (Alex Wilkinson), работавший на телевидении оркестровым аранжировщиком. Он работал с великолепными, изготовленными на заказ сэмплами 30 или 40 оркестровых инструментов. Услышав их звучание в работе, Марти Фридман позвонил Брайану и попросил его "всего лишь об одном одолжении"... записать все оркестровые партии заново! Впрочем, результат стоил затраченных усилий.

Последний на сегодняшний день сольный альбом Марти Фридмана "True Obsessions", вышедший в 1996 году, демонстрирует интересное слияние его прошлых и настоящих музыкальных пристрастий. Обладая всеми сильными сторонами альбомов "Scenes" и "Introduction", этот, по словам самого Марти, "более гитарно-ориентированный". Да, действительно - некоторые песни наполнены агрессивными и драйвовыми гитарными партиями и явно несут на себе влияние Megadeth. И это довольно-таки забавно - учитывая тот факт, что с 1992 года Марти Фридман старался делать свои сольные альбомы как можно более противоположными по отношению к своей "основной работе"; так что можно начинать делать выводы. Естественно, присутствуют там и фирменные мелодии Марти, которые просто невозможно перепутать с кем-либо еще; но здесь они сильно размешаны с необычно большим для Марти количеством блюза, а также большинство композиций несет на себе следы экспериментов с джазовым влиянием, что добавляет к творчеству Фридмана интересный поворот. Помимо самого Марти на этом альбоме можно услышать его постоянных спутников - клавишника Брайана Беквара, перкуссиониста и оркестрового аранжировщика Алекса Уилкинсона, а также ударника Ника Менца. Кстати, не все песни альбома являются инструментальными - на некоторых из них присутствует вокал Стэнли Роуза (Stanley Rose) и Джесси Брэдмана (Jesse Bradman), которые, по крайней мере, звучат на порядок лучше, чем приснопамятный Питер Маррино во времена Cacophony. Из сессионных музыкантов на альбоме хочется отметить присутствие ударника-виртуоза Грега Бишшонетта (Gregg Bissonette) и даже Тома Гаттиса (помните Deuce?) в качестве вокалиста. Еще одним интересным фактом является то, что при записи альбома Марти использовал только гитары японского отделения фирмы Charvel/Jackson - Grover Jackson Japan (не знаю, как насчет всего остального, но звучат они отлично).

А вот что сам Марти Фридман думает о "True Obsessions": "К сожалению, мы не можем описать словами, что есть наша жизнь, или чем она должна быть; но при помощи искусства мы можем выразить это настолько совершенно, насколько позволяют нам наши мечты. Моя страсть к этому средству излияния эмоций, называемому "музыкой" - это страсть той частички моей души, которой я хотел бы поделиться с вами. Эти ноты пульсируют в моих пальцах так же, как кровь пульсирует в моем сердце. Примите их и шагните в мой мир".

Марти Фридман На следующий год после "True Obsessions" последовал альбом Megadeth "Cryptic Writings", на котором мелодичная и агрессивная стороны натуры Марти переплелись совсем (послушайте хотя бы "Trust" - такого у него не было со времен Cacophony), что можно было воспринимать как "последний звонок" для Megadeth. Честно говоря, это был далеко не лучший альбом группы, а следующий за ним, "Risk", записанный с новым ударником Джимми ДиГрассо (Jimmy DiGrasso) оказался и вовсе каким-то непонятным не только для фэнов группы, но также и для самого Марти Фридмана. Последовавший всдел за этим стандартный выход - уход из группы - по большей части ни для кого не стал неожиданностью. Вот текст официального пресс-релиза Megadeth: "9 января 2000 года, во время турне в поддержку альбома "Risk" Марти Фридман принял решение покинуть группу Megadeth по причине желания работать в других музыкальных направлениях." Комментарий Дейва Мюстейна: "Марти великолепный гитарист, и он был одним из краеугольных камней нашей группы вот уже целых десять лет. Нам жаль с ним расставаться, но мы желаем ему удачи во всех его начинаниях, какими бы они ни были".

Турне было продолжено с заменой - экс-гитаристом Widowmaker Элом Питрелли (Al Pitrelli, ранее играл в группе Savatage и у Элиса Купера). Американская часть турне завершилась 21 января, и Megadeth, как и планировалось ранее, начал интернациональную его часть, охватывающую Европу, Южную Америку и Японию. А весной Питрелли был официально принят новым гитаристом группы, что сопровождалось обещаниями "утяжелиться" и "вернуться к корням" (на что лично я все-таки надеюсь, но следую поговорке "на Бога надейся, а сам не плошай" ;)...

Хорошо, что все разрешилось тихо и мирно, к взаимному удовлетворению обеих сторон. Не знаю, что скажут фэны Megadeth, но фэны Марти Фридмана верят в него и целиком и полностью поддерживают в этом решении.

На этом завершилась большая глава в жизни Марти Фридмана; что же, пожелаем ему удачи в начинании новой страницы!

Окончание следует...


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин