Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / B.B. King / Выразительный блюз - Как заставить петь Люсю

По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев

Привет снова. В этом уроке я бы хотел поговорить об одной из моих любимых моделей, которую я часто использую во время импровизации. Многие блюз-гитаристы при солировании применяют минорную пентатонику (см. предыдущий урок). Эта узнаваемая гамма, по сути, является краеугольным камнем блюзового соло, но по мере развития своего стиля я стал слышать ноты, которые не входили в минорную пентатонику. Мне хотелось нечто большего, и именно таким образом появилась модель, показанная на рисунке 1. Название этой модели я так и не придумал, потому что она включает элементы одновременно и мажорной, и минорной пентатоники. Но одно я знаю наверняка: из этой модели мне удается развить абсолютно любую идею. Как вы уже заметили, в своей основе она состоит из минорной пентатоники с добавочной секундой (ноной) и секстой, заменившей пониженную седьмую ступень.

Сама по себе модель очень хорошо звучит, но чтобы получить по-настоящему душистый звук, нужно применить бенды. Например, мне нравится делать бенд со второй степени на третью (рисунок 2), с четвертой на пятую ступень, что я делаю безымянным пальцем (рисунок 3) и с пятой на шестую (рисунок 4).

Рисунок 1 MP3 | Рисунок 2 MP3

Рисунок 3 MP3 | Рисунок 4 MP3

Еще я обожаю подъем от квинты в уменьшенную септиму и называю его "команда к пробуждению оркестра". Как только я чувствую, что ритм теряется, и группу необходимо "подзавести", я играю что-то похожее на прием, показанный на рисунке 5. Это сразу привлекает внимание музыкантов, и аудитория снова оказывается у нас в кармане. Такой бенд довольно тяжел в исполнении, поэтому делая его безымянным пальцем, необходимо еще помогать себе указательным и третьим пальцами. Правильность звучания ноты, к которой вы подтягиваете, можно проверить, сыграв ее на другой струне и сравнив звучание обеих нот. На рисунке 6 изображен другой мой любимый прием, при исполнении которого используется такой же бенд.

Рисунок 5 MP3

Рисунок 6 MP3

Неопределенность третьей ступени - это стилистическая особенность блюза. Там, где пониженная ("блюзовая") терция соединяется с полной терцией, и создается та самая задушевность, которой характеризуется мелодия блюза. Используя предложенную модель, можно легко компоновать и обыгрывать обе эти ступени. Взгляните на рисунки 7 и 8. На первом показан образец с пониженной терцией (так я играл с U2 композицию "When Love Comes to Town"). На рисунке 8 вы видите тот же образец, только с заменой уменьшенной терции на полную третью ступень. Проиграйте обе модели и вы убедитесь, что пример на рисунке 7 заявляет: "Я здесь, послушайте меня", а пример на рисунке 8 просто говорит: "Я здесь".

Рисунок 7 MP3 | Рисунок 8 MP3

Кое-кто из гитаристов авторитетно поведал мне, что, если к этому образцу добавить все оставшиеся ноты, то получится миксолидийский лад с добавочной пониженной терцией (G,A,Bb,B,C,D,E,F). Хм, возможно... Но я знаю только одно: для моих старых ушей это звучит так, как надо. Увидимся...

Продолжение


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин