Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Billy Corgan / Всемогущий рифф

По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Михаил Эстерман

Советы по стимуляции музыкальной креативности

Великая песня должна иметь соответствующий рифф, будь то мелодия из одной ноты или гармоническая последовательность, и, пожалуй, именно он делает песню великой. Как и отличный фронтмен, рифф должен быть немного гипнотическим, уносящим к звездам. Рифф должен захватить вас целиком, вы должны уметь с удовольствием и без устали проиграть его не менее десяти минут кряду. В нем должно быть что-то чарующее вас.

В "Siva" с нашего первого альбома, Gish, был один из таких риффов, который моментально дал знать, что у меня в руках есть хитовая песня, пусть даже мне и предстояло работать над остальными ее частями.

mp3: пример 1, пример 2, пример 1+2

У этого риффа была несомненная индивидуальность, и при его создании я чувствовал настоящую гордость. В нем было что-то отличительное, из-за чего остальные мои песни вдруг стали для меня слабыми по сравнению с "Siva". С тех пор я всегда пытаюсь создать причудливый союз из песни и ее риффа. В "Siva" рифф выделил и кристаллизовал все то, что я пытался добиться от звука моей группы. В нем есть и мощь, и прямота - песня казалась построенной вокруг одного мощного стержня.

Во время написания "Siva" я работал в магазине, продающем пластинки, и обычно приносил с собой акустическую гитару. Когда никого не было в магазине, я сидел за прилавком и играл. Многие удивятся, но этот рифф был написан именно на акустической гитаре, держа в уме то, что мне придется превратить его в громкого, грохочущего монстра. Эта идея просто завладела мной.

Совершенно по противоположному сценарию развивалось создание песни "Today" с альбома Siamese Dream. У меня были на руках все аккорды и мелодия, но не было "крючка", на которого я поймал бы слушателя с самого начала песни. Я всегда следовал выработанному принципу, что мне обязательно нужен такой "крючок" для того, чтобы песня считалась законченной. К тому моменту песня просто начиналась с прогрессии аккордов (Eb-Bb-Ab), которая правда была сама по себе захватывающей из-за своей мелодики. Но мне был необходим некий вступительный рифф. И вдруг как гром среди ясного неба у меня в голове прозвучал некий нотный перебор. Когда я его добавил в песню, ее настроение поменялось с точностью до наоборот, в результате чего песня начиналась очень тихо, а потом становилась очень громкой, и такие перепады происходили в течение всей песни. Эта мелодия позволяла подчеркнуть ритм хэви-риффа, если ее поместить в нужное место.

mp3: пример 3

Вступая в королевство сочинения песен, вы должны обследовать всю его территорию в поиске хороших риффов. Оба этих примера показали, что "тяжесть" риффа - это не самая главная вещь из тех, что делают его подходящим; гораздо важнее контекст, в котором этот рифф использован. На мой взгляд, автор лучших риффов тяжелого рока - это Диамонд Дарелл из группы Pantera. С другой стороны звукового ландшафта я бы расположил Эджа из U2, который играет интересные стилизующие аккорды, форсирующие песню и придающие ей индивидуальность.

Иногда я, когда чувствую, что не могу избавиться от кандалов моего предыдущего опыта, или замыкаюсь на "традиционные" способы написания песен, то обращаюсь к ритм-гитаре. В конце концов, это открывает широкое поле возможностей, по крайней мере большее, чем когда я просто сижу и ворчу. Еще один, даже более действенный, способ - это взяться за бас-гитару, что позволяет направить мои творения в более ритмичном направлении. "I Am One" с альбома Gish это пример песни, которая имеет достаточно сдержанный гитарный рифф, поддерживаемый просто убийственным басом, обработанным дисторшеном. В качестве примера [4] я привожу партию баса и партию гитары [5] из этой песни.

mp3: пример 4, пример 5, пример 4+5

Еще один способ вдохновить себя - использовать необычные эффекты и настройки. Самая примечательное достоинство эффектов это то, что они меняют звук гитары, как вы ее слышите, в связи с этим меняя то, как вы воздействуете на гитару. Любые, самые будничные аккорды могут превратиться во что-то совершенно необычное, если подобрать правильный и нужный эффект. Фейзеры, фленгеры, фузз-боксы и особенно делеи - все они могут подвигнуть вас на новые подвиги. Дэвид Гилмор творил самые невероятные вещи с помощью делеев, будучи в Pink Floyd.

Для песни "Starla" с альбома Pisces Iscariot был написал рифф, который особо меня не впечатлял. Для придания ему специфического звука я пропустил его через фузз (который придал ему немного ленивый и добавил необычные гармонии) и перемещал его вперед и назад в такт песне. Вскоре я уже начал слышать оркестровку песни. В результате эффекты вдохновили аранжировку, несмотря на то, что эти эффекты не были использованы в финальной версии.

mp3: пример 6

Различные настройки, как и эффекты, заставят гитару звучать как совершенно другой инструмент. Джеймс Иха, мой гитарист, написал песню "Mayonaise" для альбома Siamese Dream после долгого выбора нужного строя, пока не нашел то, что ему нравилось (Eb, Bb, Bb(той же октавы), Gb, Bb, D). С помощью этой настройки он в течение всей песни играл одну и ту же прогрессию аккордов (Ebsus2/Cm/Ab), что придало песне блестящую форму. При работе над альбомом "Mellon Collie And The Infinite Sadness" все наши гитары были спущены на полтона вниз. Одно это полностью изменило все наши песни.

Вы должны заставлять себя уходить с насиженного места на территорию, которая может показаться неудобной или разочаровывающей. В вас заложено ровно столько потенциала в написании песен, сколько вы готовы выработать. Но ничего не приходит сразу: вы должны много работать. Да пребудут с вами Боги Металла.

© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин