Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Yngwie Malmsteen / Уроки / Урок №5. От Баха к основам

Маэстро Ингви Мальмстин дает классические советы по основам стиля "неоклассика"

Так же как любой прилежный студент, изучающий классическую гитару, съел бы головку грифа за шанс позаниматься с покойным маэстро Андресом Сеговией, так и студенты, изучающие неоклассическую гитару, согласны отправиться в Швецию вплавь на урок с Ингви Мальмстином (гармонический минор превыше всего!). Мне не пришлось заходить так далеко, чтобы встретиться с Ингви, который, к счастью, нисколько не похож на того эгоистичного тирана и грубияна, каким его часто изображают. Его открытость и чувство юмора сразу же вызвали мое расположение. Разве может не понравиться преподаватель, чей первый совет - "Не надо вставать в каноэ!"?

Букварь

Чтобы каждый читатель смог получить пользу от музыкальной информации, которой в изобилии поделился со мной Ингви, давайте сначала коснемся некоторых основ элементарной теории музыки и гармонии, необходимых для понимания неоклассического рока.

ГАММА - это совокупность из пяти или большего количества нот, расположенных в пределах одной октавы, строго в восходящем (нисходящем) порядке. Основная гамма в западной музыке - мажорная. С ее формулой сравниваются формулы остальных гамм. Рассмотрим, например, А-мажорную гамму (рис.1). Обратите внимание на характерное сочетание тонов и полутонов (на рисунке буква W означает целый тон, Н - полтона). Каждой ноте предписывается число - порядковый номер ступени в гамме. В формулах других гамм эти цифры используются в сочетании со знаками альтерации - b ("бемоль") или # ("диез").

В неоклассическом царстве предпочтение отдают минорным гаммам за их темные и драматические качества. Наиболее широко используются:

  1. натуральный минор (1-2-b3-4-5-b6-b7-8)
  2. гармонический минор (1-2-b3-4-5-b6-7-8)
  3. мелодический минор (1-2-b3-4-5-6-7-8-b7-b6-5-4-b3-2-1)

На рис.2 эти гаммы даны в тональности А-минор. Заметьте, что мелодическая гамма изменяется при движении вниз, а натуральный и гармонический минор - нет. В основе большинства композиций Ингви лежит гармонический минор.

Наиболее распространенная аккордовая конструкция, которая используется в неоклассическом роке - это трезвучие. Оно формируется из трех ступеней гаммы взятых через одну, например, 1-3-5, 2-4-6, 3-5-7 и так далее. В зависимости оттого, из каких ступеней гаммы построено трезвучие, оно может быть:

  • мажорным
  • минорным
  • увеличенным
  • уменьшенным

В примере 3 показан гармонический А-минор, гармонизованный трезвучиями. Здесь встречаются все 4 вида трезвучий.

Техника правой руки

Соло Ингви трансформировались в скучную гаммообразную гимнастику его имитаторов. Чтобы получить полную картину того, как развивались уникальные звук и стиль Ингви, мы сначала обсудим его технику игры медиатором. На фото А показано основное положение правой руки Ингви при игре медиатором. Отметьте, что плоскость медиатора лежит на струне. Такое параллельное расположение идеально при переходе со струны на струну, особенно при скользящем ударе (sweep). Ингви использует перпендикулярное движение медиатора (атакуя струну под углом 90 градусов), потому что это обеспечивает более сильную и четкую артикуляцию.

При быстрой игре на одной струне, Мальмстин иногда держит медиатор под углом 45 градусов, как показано на фото В. При таком режущем движении уменьшается трение между струной и медиатором. Движение медиатора, тем не менее, остается перпендикулярным струне. Обычно, для большинства гитаристов режущее движение снижает остроту атаки. Но это не проблема для Ингви, так как он использует очень толстые медиаторы с заточенными краями. В своей типичной манере он рявкнул: "Это те медиаторы, которыми вы должны пользоваться - особенно если на них стоит мое имя!"

На концертах Ингви часто исполняет на Стратокастере (используя классическую пальцевую технику) знаменитые классические гитарные пьесы, такие как баховские "Буррэ" или "Арию на 3-й струне". Так как это требует использования всех четырех пальцев правой руки, он держит медиатор между третьей и второй фалангами среднего пальца (фото С).

Ингви часто использует машину, чтобы подтягивать ноты, a la Алан Холдсворт. Чтобы сохранять контроль над рычагом при игре медиатором, Ингви зажимает рычаг между средним и безымянным пальцами (фото D).

Техника левой руки

В риффах, где используется бас на шестой струне, Ингви иногда играет большим пальцем, как Джими Хендрикс (фото Е). Чтобы исполнять контрапункты, встречающиеся в большинстве классических гитарных пьес, он располагает большой палец с обратной стороны грифа (фото F). Это облегчает доступ ко всему грифу. Играя рок или блюз, Мальмстин охватывает гриф большим пальцем так, как это требуется при исполнении бендов . На фото G показан необычный бенд, где третья струна тянется вниз указательным пальцем.

Когда я спросил его, есть ли у него упражнения для разминки, Ингви рассмеялся: "У меня нет таких упражнений. Перед концертом я просто играю. Для меня это лучше всего, потому что на сцене я в основном импровизирую, как джазовые музыканты. В этом вся суть. Я могу восстановить собственное соло по записи,но oрогда я буду звучать так, как те, кто меня копирует. Вот почему на сцене я не воспроизвожу свои соло с точностью до ноты".

Гаммы/Арпеджио

Одна из наиболее узнаваемых особенностей стиля Ингви - ослепительные гаммообразные пассажи. В примере 4 приведена одна из его любимых позиций для гармонического минора. Пример 5 представляет собой, как он говорит, "некий симметричный гаммообразный шаблон", который позволяет менять позицию при движении вверх по грифу. Особенно хорошо эта фраза звучит, если ее играть на аккорд Е7 (аккорд пятой ступени в А-миноре).

Далее он показал мне, как смена позиций используется при игре арпеджио (аккордовых звуков, в восходящем/нисходящем движении) и сыграл скользящим штрихом (sweep) серию А-минорных однооктавных арпеджио (пример 6). Затем он сыграл двухоктавное А-минорное арпеджио (пример 7), и показал, как его можно продолжить с помощью тэпинга (пример 8). (Для тэпинга Мальмстин использует средний палец, так как в арпеджионных секвенциях это позволяет сочетать тэпинг с игрой медиатором. На фото Нон демонстрирует А-минорное арпеджио из примера 8).

Как показано в примере 9, этот же подход применим к арпеджио уменьшенного септаккорда, в данном случае G#o7 (аккорд #7 ступени в А-миноре). Арпеджио уменьшенного септаккорда можно играть на доминантовый септаккорд в минорной тональности, потому что его ноты совпадают с 4-мя верхними нотами аккорда 7b9. Например, в тональности А-минор играйте арпеджио G#o7 (G#-B-D-F) на Е-мажорный аккорд (доминанту), чтобы придать арпеджио диссонантную Е7b9 окраску (E-G#-B-D-F). Это создает большее гармоническое напряжение, чем обычное Е-мажорное арпеджио, за счет 7-й и 9-й ступени (D и F соответственно).

Сыграв еще несколько ослепительных тэпинговых фраз, Мальмстин отметил: "Тэпинг - лишь малая составляющая часть моего стиля. Я вообще редко им пользуюсь". Когда я попросил его охарактеризовать неоклассическое роковое звучание, которым проникнуто большинство его соло, он ответил: "Да, оно основано на настроении и стиле этой музыки (барокко и классики), но в другой среде."

Импровизация

Чтобы пояснить, как в его соло воплощаются музыкальные идеи великих композиторов-классиков, Мальмстин сыграл Е-минорную фразу (пример 10), которую назвал "вполне Баховской". Он отметил, что играя подобную фразу, нужно постоянно держать мизинец левой руки на повторяющейся ноте, в данном случае на ноте В (1/19). Он также отметил, что повторяющейся нотой может быть любая нота гаммы.

Другой прием, которым Мальмстин часто пользуется,- это мелодические секвенции, то есть повторение ритма и структуры "мотива" (короткой фразы) каждый раз от разных нот, обычно в восходящем и нисходящем движении. Пример 11 иллюстрирует этот прием в исполнении Ингви. В этой фразе использован мотив из трех нот; движение происходит вверх по гармоническому А-минору. Мальмстин также сыграл нисходящую последовательность в натуральном Е-миноре (пример 12), чтобы продемонстрировать, как работает этот прием в линейном движении (при игре на одной струне).

Теперь, когда вы усвоили немного теории и некоторые идеи построения фраз, логично будет поупражняться в игре соло, построенных на основе классической аккордовой последовательности.

Пример 13 дает вам возможность попрактиковаться в импровизации на некоторые основные диатонические модуляции, которые являются сердцем как классической, так и неоклассической рок-музыки. Для начала я указал гаммы соответствующие каждому аккорду, плюс еще пару "фригийских уменьшенных" замен, чтобы импровизация доставила вам радость.

Когда наш урок подошел к концу, Ингви сказал: "Единственный, по-настоящему хороший совет, который я могу дать каждому из вас - не играйте пальцами, а играйте ушами. Забудьте о ваших пальцах, аппликатурах и обо всем таком. Просто играйте то, что хорошо звучит. Если это звучит хорошо, то это хорошо. Если вы считаете, что переход от А-минора к G#-минору звучит хорошо (я так не считаю), значит это хорошо. Помните, что правила - это то, что думает кто-то, и совсем необязательно то, что думаете вы".


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин