| |||||||||||||||||
Школа / Yngwie Malmsteen / Уроки / Урок №7. Подробно о трехструнном свипеАвтор: Михаил Кузьмин Tip: перед тем, как приступать к этому занятию, очень рекомендуется прочитать урок "Трехструнный свип" из школы Ингви Мальмстина. Своеобразным толчком к написанию этого урока послужило полное отсутствие необходимой информации для начинающего гитариста о том, как подойти к этому сложному, но тем не менее, основному для неоклассики приему игры. Да, можно начать изучать его по школе игры, и через множество ошибок в конце концов прийти к желаемому результату. Я же постараюсь немного помочь Вам, и показать, основываясь на личном опыте, как же на самом деле надо правильно организовать свои занятия при его изучении. Для начала поговорим о постановке рук и пикинге (звукоизвлечении). Что делать с левой рукой, точнее с большим пальцем, который у большинства рок-гитаристов находится над грифом? В данном случае придется вернуться к классической постановке левой руки. Это естественно, так как мы все-таки учимся играть неоклассику, а не традиционный рок, и дальше в этом уроке я поясню, почему это так необходимо. Вкратце, классическая потановка левой руки заключается в следующем: мысленно разделите гриф гитары на две равные части таким образом, чтобы линия разреза находилась прямо между струнами соль и ре (G & D). Запомните, что большой палец при игре может находиться только в верхней задней половине грифа, то есть в области между струнами ре и ми (D & E). Пояснить это можно следующим образом: если Вы играете в данный момент на нижних струнах (e, B & G), то палец должен находиться примерно посередине грифа, а если на верхних (D, A & E), то в его задачу дополнительно входит динамическое перемещение вверх-вниз по грифу, синхронно остальным 4-м пальцам. При игре свипом очень важно не давать продолжать звучать сыгранной ноте в то время, когда происходит извлечение следующей. Этого можно добиться путем одновременного комбинирования двух способов глушения. Первый способ заключается в следующем: так как свип обычно играется в очень быстром темпе, то можно немного приподнимать или совсем отрывать пальцы от грифа после извлечения ноты. Вторым способом является глушение струн ребром ладони правой руки, или так называемый Palm Muting. В результате совместного использования этих двух приемов звукоизвлечения и достигается желаемый результат. Также во время пикинга можно немного упираться мизинцем правой руки в деку, чтобы избавиться от эффекта проваливания медиатора между струнами. Также это поможет четче контролировать движение медиатора вверх-вниз, и войти в четкий и постоянный ритм, который очень важен при игре свипом. Пикинг ведется путем равномерных движений кистью с микроконтролем большим и указательным пальцами. И никаких лишних движений рукой! Для отработки этого упражнения в то время, когда под рукой нет гитары, я рекомендую следущее: прочно закрепите локоть, чтобы он не двигался, а левой рукой прочно перехватите правую в районе пульса. Дальше начинайте совершать периодические движения кистью. Надеюсь, что это Вам поможет развить гибкость суставов. Теперь обратимся к примеру:
Yngwie Malmsteen "Liar" (MP3) u u d d d u u d d d..... Ё1) (2) (і) (4© e-7p4-------4-10p7--------7-12p8---------8-17p12----------12--------------- B-----6---6--------9----9--------10---10---------13----13------------------ G-------7------------10-------------9---------------14--------(2xTimes)---- D-------------------------------------------------------------------------- 4p1 2 3 2 1 4p1 2 3 2 1 4p1 2 1 2 1 4p1 2 3 2 1 (5) (6) (7) (8) e-12p9---------9-13p10----------10-10p7-------7-12p8-------8--------------- B------10---10---------10----10---------8---8--------8---8----------------- G---------9---------------10--------------7------------9------------------- D-------------------------------------------------------------------------- 4p1 2 1 2 1 4 1 1 1 1 1 4p1 2 1 2 1 4p1 1 2 1 1 (9) (10) (11) e-9p6-------6-8p5-------5-4h7p4-----4p5------------------------------------ B-----6---6-------5---5---------5-7---------------------------------------- G-------7-----------5------------------------------------------------------ D-------------------------------------------------------------------------- 4p1 1 2 1 1 4p1 1 1 1 1 1h4p1 2 4 1p2 Выглядит очень страшно, не правда ли? ;) Но на самом деле пример представляет собой отрывок гитарного соло композиции "Liar" с альбома 1986-го года "Trilogy", который давно стал своеобразной "библией" для гитаристов, играющих в стиле "неоклассик". Я специально пронумеровал каждое арпеджио, чтобы в дальнейшем было проще к ним обращаться. В примере используется оригинальная пальцовка самого маэстро. Первые два аккорда представляют собой уменьшенное арпеджио G#dim, наложенное поверх ми-мажорного аккорда. С его рассмотрения я и предлагаю начать изучение этого примера.
IV VII X e-7p4-------4-10p7--------7- | e |-1-|---|---|4-1|---|---|-4-| B-----6---6--------9----9--- | B |---|---|-2-|---|---|-2-|---| G-------7------------10----- | G |---|---|---|-3-|---|---|-3-| D--------------------------- | D |---|---|---|---|---|---|---| 4p1 2 3 2 1 4p1 2 3 2 1 Обратите внимание на пальцовку - это арпеджио требует хорошей растяжки между указательным и средним пальцем, так что перед игрой советую сделать несколько упражнений для разогрева. Если Вы впервые столкнулись с таким видом игры и новичек в гитаре, то могу вас обрадовать - на то, чтобы это арпеджио зазвучало как надо, Вам потребуется не один месяц! Итак, через несколько месяцев, когда у Вас стало получаться что-то похожее на арпеджио, можно продолжить изучать свип дальше. ;) И я не просто так иронизирую, так оно и есть на самом деле. Но не будем отвлекаться на пустые разговоры, и продолжим.
e-12p8---------8-17p12----------12-| B------10---10---------13----13----| G---------9---------------14-------| D----------------------------------| 4p1 2 1 2 1 4p1 2 3 2 1 VII XII XVII e |-1-|---|---|---|4-1|---|---|---|---|-4-| B |---|---|-2-|---|---|-2-|---|---|---|---| G |---|-1-|---|---|---|---|-3-|---|---|---| D |---|---|---|---|---|---|---|---|---|---| 4p1 2 1 2 1 4p1 2 3 2 1 Это есть ни что иное, как ля-минорное трезвучие. Обратите внимание! При игре первого ля-минорного арпеджио нота на второй струне извлекается средним, а на 3-й указатльным пальцами. Это - способ Ингви, который он применяет, чего и Вам советует. На первый взгляд было бы проще сыграть так:
e |-1-|---|---|---|-4-| B |---|---|-3-|---|---| (неверный способ) G |---|-2-|---|---|---| D |---|---|---|---|---| что само по себе не совсем верно. Если попробовать играть таким способом, то можно почувствовать некоторое неудобство и боль в запястье. Так что если Вы привыкли к такому неверному способу, то советую потратить немного времени на разучивание нового способа - в дальнейшем это окажется очень полезным навыком. И прежде чем пойти дальше, я раскрою секрет, почему при игре этого отрывка необходима классическая постановка левой руки: все следующие аккорды с 5-го по 11-й играются с применением малого барре на 3 струны. И если бы Вы играли предыдущий фрагмент без классической постановки (я искренне надеюсь, что это не так), то потеряли очень драгоценное время на постановку барре и убирание большого пальца за гриф. То есть, я хочу сказать, что все дальнейшее играется следующим образом:
e |-1-|---|---|-4-| B |-1-|-2-|---|---| (5-е арпеджио) G |-1-|---|---|---| D |---|---|---|---| и даже при игре заключительного 11-го арпеджио рекомендуется не снимать барре, так как на это тоже уйдут капли драгоценного времени, и продолжать игру с ним. Так как глушить ноты с барре довольно сложно при помощи сдергивания пальцев, то эта задача перекладывается на запястье правой руки. Вот, собственно, и все. Надеюсь, что я дал Вам некоторые начальные знания, которые помогут избежать ошибок на начальной стадии изучения трехструнного свипа. Помните, что есть также 2-х, 4-х, 5-и и 6-и струнный свип, так что останавливаться на достигнутом нельзя, а надо продолжать учиться, учиться и еще раз учиться!
Play Loud! |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |