Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Yngwie Malmsteen / Уроки / Урок №7. Подробно о трехструнном свипе

Yngwie Malmsteen Автор: Михаил Кузьмин

Tip: перед тем, как приступать к этому занятию, очень рекомендуется прочитать урок "Трехструнный свип" из школы Ингви Мальмстина.

Своеобразным толчком к написанию этого урока послужило полное отсутствие необходимой информации для начинающего гитариста о том, как подойти к этому сложному, но тем не менее, основному для неоклассики приему игры. Да, можно начать изучать его по школе игры, и через множество ошибок в конце концов прийти к желаемому результату. Я же постараюсь немного помочь Вам, и показать, основываясь на личном опыте, как же на самом деле надо правильно организовать свои занятия при его изучении.

Для начала поговорим о постановке рук и пикинге (звукоизвлечении).

Что делать с левой рукой, точнее с большим пальцем, который у большинства рок-гитаристов находится над грифом? В данном случае придется вернуться к классической постановке левой руки. Это естественно, так как мы все-таки учимся играть неоклассику, а не традиционный рок, и дальше в этом уроке я поясню, почему это так необходимо.

Вкратце, классическая потановка левой руки заключается в следующем: мысленно разделите гриф гитары на две равные части таким образом, чтобы линия разреза находилась прямо между струнами соль и ре (G & D). Запомните, что большой палец при игре может находиться только в верхней задней половине грифа, то есть в области между струнами ре и ми (D & E). Пояснить это можно следующим образом: если Вы играете в данный момент на нижних струнах (e, B & G), то палец должен находиться примерно посередине грифа, а если на верхних (D, A & E), то в его задачу дополнительно входит динамическое перемещение вверх-вниз по грифу, синхронно остальным 4-м пальцам.

При игре свипом очень важно не давать продолжать звучать сыгранной ноте в то время, когда происходит извлечение следующей. Этого можно добиться путем одновременного комбинирования двух способов глушения. Первый способ заключается в следующем: так как свип обычно играется в очень быстром темпе, то можно немного приподнимать или совсем отрывать пальцы от грифа после извлечения ноты. Вторым способом является глушение струн ребром ладони правой руки, или так называемый Palm Muting. В результате совместного использования этих двух приемов звукоизвлечения и достигается желаемый результат. Также во время пикинга можно немного упираться мизинцем правой руки в деку, чтобы избавиться от эффекта проваливания медиатора между струнами. Также это поможет четче контролировать движение медиатора вверх-вниз, и войти в четкий и постоянный ритм, который очень важен при игре свипом.

Пикинг ведется путем равномерных движений кистью с микроконтролем большим и указательным пальцами. И никаких лишних движений рукой! Для отработки этого упражнения в то время, когда под рукой нет гитары, я рекомендую следущее: прочно закрепите локоть, чтобы он не двигался, а левой рукой прочно перехватите правую в районе пульса. Дальше начинайте совершать периодические движения кистью. Надеюсь, что это Вам поможет развить гибкость суставов.

Теперь обратимся к примеру:

Yngwie Malmsteen "Liar" (MP3)
  u   u d d d u    u d  d d.....
  Ё1)          (2)           (і)            (4©
e-7p4-------4-10p7--------7-12p8---------8-17p12----------12---------------
B-----6---6--------9----9--------10---10---------13----13------------------
G-------7------------10-------------9---------------14--------(2xTimes)----
D--------------------------------------------------------------------------
  4p1 2 3 2 1  4p1 2  3 2 1  4p1  2 1 2  1  4p1   2  3  2  1

   (5)            (6)               (7)          (8)
e-12p9---------9-13p10----------10-10p7-------7-12p8-------8---------------
B------10---10---------10----10---------8---8--------8---8-----------------
G---------9---------------10--------------7------------9-------------------
D--------------------------------------------------------------------------
   4p1  2 1  2 1  4  1  1  1  1  1  4p1 2 1 2 1  4p1 1 2 1 1

  (9)         (10)         (11)
e-9p6-------6-8p5-------5-4h7p4-----4p5------------------------------------
B-----6---6-------5---5---------5-7----------------------------------------
G-------7-----------5------------------------------------------------------
D--------------------------------------------------------------------------
  4p1 1 2 1 1 4p1 1 1 1 1 1h4p1 2 4 1p2

Выглядит очень страшно, не правда ли? ;) Но на самом деле пример представляет собой отрывок гитарного соло композиции "Liar" с альбома 1986-го года "Trilogy", который давно стал своеобразной "библией" для гитаристов, играющих в стиле "неоклассик". Я специально пронумеровал каждое арпеджио, чтобы в дальнейшем было проще к ним обращаться. В примере используется оригинальная пальцовка самого маэстро.

Первые два аккорда представляют собой уменьшенное арпеджио G#dim, наложенное поверх ми-мажорного аккорда. С его рассмотрения я и предлагаю начать изучение этого примера.

                                        IV          VII          X
e-7p4-------4-10p7--------7-    |    e |-1-|---|---|4-1|---|---|-4-|
B-----6---6--------9----9---    |    B |---|---|-2-|---|---|-2-|---|
G-------7------------10-----    |    G |---|---|---|-3-|---|---|-3-|
D---------------------------    |    D |---|---|---|---|---|---|---|
  4p1 2 3 2 1  4p1 2  3 2 1

Обратите внимание на пальцовку - это арпеджио требует хорошей растяжки между указательным и средним пальцем, так что перед игрой советую сделать несколько упражнений для разогрева. Если Вы впервые столкнулись с таким видом игры и новичек в гитаре, то могу вас обрадовать - на то, чтобы это арпеджио зазвучало как надо, Вам потребуется не один месяц!

Итак, через несколько месяцев, когда у Вас стало получаться что-то похожее на арпеджио, можно продолжить изучать свип дальше. ;) И я не просто так иронизирую, так оно и есть на самом деле. Но не будем отвлекаться на пустые разговоры, и продолжим.


e-12p8---------8-17p12----------12-|
B------10---10---------13----13----|
G---------9---------------14-------|
D----------------------------------|
   4p1  2 1 2  1  4p1   2  3  2  1

   VII             XII                XVII
e |-1-|---|---|---|4-1|---|---|---|---|-4-|
B |---|---|-2-|---|---|-2-|---|---|---|---|
G |---|-1-|---|---|---|---|-3-|---|---|---|
D |---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
   4p1  2 1 2  1  4p1   2  3  2  1

Это есть ни что иное, как ля-минорное трезвучие. Обратите внимание! При игре первого ля-минорного арпеджио нота на второй струне извлекается средним, а на 3-й указатльным пальцами. Это - способ Ингви, который он применяет, чего и Вам советует. На первый взгляд было бы проще сыграть так:

e |-1-|---|---|---|-4-|
B |---|---|-3-|---|---|    (неверный способ)
G |---|-2-|---|---|---|
D |---|---|---|---|---|

что само по себе не совсем верно. Если попробовать играть таким способом, то можно почувствовать некоторое неудобство и боль в запястье. Так что если Вы привыкли к такому неверному способу, то советую потратить немного времени на разучивание нового способа - в дальнейшем это окажется очень полезным навыком.

И прежде чем пойти дальше, я раскрою секрет, почему при игре этого отрывка необходима классическая постановка левой руки: все следующие аккорды с 5-го по 11-й играются с применением малого барре на 3 струны. И если бы Вы играли предыдущий фрагмент без классической постановки (я искренне надеюсь, что это не так), то потеряли очень драгоценное время на постановку барре и убирание большого пальца за гриф. То есть, я хочу сказать, что все дальнейшее играется следующим образом:

e |-1-|---|---|-4-|
B |-1-|-2-|---|---| (5-е арпеджио)
G |-1-|---|---|---|
D |---|---|---|---|

и даже при игре заключительного 11-го арпеджио рекомендуется не снимать барре, так как на это тоже уйдут капли драгоценного времени, и продолжать игру с ним.

Так как глушить ноты с барре довольно сложно при помощи сдергивания пальцев, то эта задача перекладывается на запястье правой руки.

Вот, собственно, и все. Надеюсь, что я дал Вам некоторые начальные знания, которые помогут избежать ошибок на начальной стадии изучения трехструнного свипа. Помните, что есть также 2-х, 4-х, 5-и и 6-и струнный свип, так что останавливаться на достигнутом нельзя, а надо продолжать учиться, учиться и еще раз учиться!

Play Loud!
WBR, Kuzmitch


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин