Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Joe Satriani / Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 2)

По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев

Перед тем, как мы продолжим предыдущее занятие о теории лада, я бы хотел сказать несколько слов об изучении теории музыки в целом.

Музыка, по своей сути, не является ни теорией, ни академическим исследованием. Для меня лично, нечто может быть названо музыкой, если это нечто переступает пределы теоретических и академических границ и становится чем-то куда более наполняющим и жаждущим. Музыка - это единение разума, тела и духа: ваши пальцы работают, ваша душа погружена в глубину своей сути, и ваш разум объединяет составляющие в одно целое.

В рамках изучения теории, лад имеет значение только в случае, если его воспринимать как вещь в себе, а не как измененная форма исходной гаммы. Какая бы не была у конкретного лада нота тоники - допустим, В в В-фригийском ладу - эта тоника должна быть четко показана слушателю для того, чтобы слушатель смог представить уникальную гармоническую структура данного лада. Только, если лад подан с опорой на конкретную тонику или тональный центр, можно определить качество данного конкретного лада. Аппликатура или позиция на грифе для слушателя нерелевантна.

Рис. 1a MP3

Например, на рисунке 1 показана гамма G мажор с выделенным в ней В-фригийским ладом. Вы видите, что В-фригийский образуется от третьей ступени гаммы G мажор, поэтому фригийский лад известен, разумеется, как третий лад мажорной гаммы. Если мы сыграем ноту C в контексте В-фригийского лада, функция ноты С будет абсолютно иной, нежели в контексте гаммы G мажор. Если нота С взята в G мажоре (см. рисунок 1b), то она является четвертой ступенью, как в аккорде Gsus4 (G C D).

В В-фригийском ладу нота С имеет совсем другое значение. Здесь она функционирует как пониженная секунда или нона ("b2" or "b9"). Звучание ноты C после тоники В очень неустойчивое, диссонирующее и абсолютно отличается от ноты С на четвертой ступени от тоники G. Чтобы проиллюстрировать смысл предыдущего высказывания, на рисунке 1с показаны ноты В и С в качестве пониженной секунды и ноны. Там же, на примере двух часто применяющихся аккордов, нота С представлена в функции пониженной ноны (b9) от тоники В.

Уже на заре знакомства с законами музыки, я чувствовал, что существует внятная разница между произведением, созданным композитором, который всецело думает о слушателе, и тем, кто попал в сонм посвященных теоретиков и выродил ужасающее чудовище, оплодотворенное лишь схоластическими выкладками. К прискорбию, многие теоретики страдают от последствий, возникших от непонимания того, что музыка есть искусство. Они наивно полагают, что умение конструировать избавит их от греха производить на свет безвкусные детища. С этой трудностью сталкиваются все при изучении теории в музыкальных учебных заведениях.

Ну, давайте возвратимся на землю. Применение принципов ладовой теории в рок-музыке - это то, с чем пришлось столкнуться музыкантам моего времени. В конце 60-х годов такие гитаристы, как Jimmy Page и Carlos Santana, начавшие, по сути, третье поколение блюз-гитаристов, обнаружили новые концепции, которые были ими найдены в произведениях мировой музыки. Анализируя рок-музыку 60-х, можно услышать влияние восточной, индийской, азиатской, а также элементы практически любой этнической музыки. Jimmy Page использовал элементы марокканских мотивов для создания, например, "Black Mountain Side" (Led Zeppelin). Он также создавал свои произведения на основе чикагского блюза, блюза Дельты и раннего рок-н-ролла. Вычленение влияний этнической музыки поможет проложить путь к пониманию сегодняшнего состояния рок-музыки.

Рис. 1b MP3 | Рис. 1c MP3

Можно написать тома в попытке описать развитие современной музыки. Если коротко, то на протяжении последних трехсот лет все композиторы пытались менять суть каденции, кульминации и разрешения. В давние времена музыканты содержались на деньги знати, поэтому характер музыки в огромной степени определялся пристрастиями заказчика и мотивами, побуждающими написание того или иного произведения, вне зависимости, насколько блистательными были некоторые тогдашние сочинители. Не стоит добавлять, что творчество великих классиков достойно пристального изучения.

Прошли столетия, и появились джазовые клубы, в которых музыканты стали спонтанно играть импровизированную музыку. Такой тип творчества уже существовал во времена Моцарта, но был еще весьма редок. Джазовый саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane) расцвел, благодаря возможностям нового художественного выражения. Он не только мог сочинять произведения, подчеркивающие миксолидийский лад, но он также, по законам импровизации, строил независимые лады от различных нот в миксолидийском ладу. Свое художественное исполнение Колтрейн оттачивал, играя каждый вечер, год за годом. Если бы не существовало джазовых институтов, такая музыкальная форма никогда бы не состоялась.

Впервые начиная сочинять музыку, я был одержим идеей пробудить у слушателя конкретные ощущения и эмоции. Тогда я понял, что каждый лад имеет связь с определенными чувственными образами. Композиция "Time" [Live in San Francisco] основана на В-фригийском ладу, и слушатель, знакомый только с американской музыкальной формой, например, поп или блюз, может воспринять мелодику этой композиции, как "экзотическую". Но в других частях земного шара, скажем, Индия или Китай, звучание фригийского лада будет восприниматься вполне обычно.

В следующий раз я покажу некоторые специфические элементы, присущие композиции"Time".

Продолжение


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин