Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Настройка гитары по темперированным интервалам

Дополнительный материал:
Подробнее о теории равномерно-темперированной системы настройки.

Перевод с английского: Антон Ивлев

Введение

Некоторые гитаристы тщетно пытаются настроить гитару по чистым интервалам (без биений). Настроив свою гитару по тюнеру или по слуху абсолютно точно на один аккорд, они вдруг обнаруживают, что на других аккордах их гитара звучит абсолютно неприемлемо. Начинающие гитаристы могут подумать, что причина кроется в недоработке конструкции гитары, хотя на самом деле все дело в неправильной темперации.

Если ваш уточненный слух привык к чистым интервалам, то вам придется смириться с компромиссом темперированных интервалов. В связи с тем, что гитара является инструментом с фиксированными ладами, ее необходимо настраивать по равномерно-темперированной системе, а не по чистым интервалам. Сущность равномерно-темперированной системы заключается в делении октавы на 12 совершенно равных по величине полутонов (теоретическое обоснование и исторические справки смотрите здесь). Те гитаристы, которые по слуху пытаются настроить гитару на ту или иную чистую аккордную форму, должны понять и привыкнуть к равномерной темперации.

Вот что это все означает для гитариста: никогда не используйте в качестве ориентира звучание флажолетов на 7-м ладу. Интервал флажолета на 7-м ладу от ноты открытой струны является чистой квинтой, а при настройке по равномерно-темперированной системе квинты должны быть немного понижены. Флажолеты на 12-м и 5-м ладах являются чистыми октавами от нот открытых струн, поэтому именно их следует использовать для настройки гитары. Если вы будете в точности следовать инструкции, то гитара будет настроена настолько точно, насколько ее может настроить профессионал. Если вы обладаете очень тонким относительным слухом, то после настройки сможете заметить, что одна нота в каждой форме мажорного аккорда немного завышена. Попытка подстроить струну на каком-либо из аккордов только усугубит проблему, так как звучание других аккордов станет абсолютно неприемлемым. Поэтому настройте гитару согласно инструкции и оставьте все, как есть. Вам придется натренировать свое ухо воспринимать темперированные интервалы.

Порядок настройки

Настройка 1-й и 6-й струн. Нота "Ми", открытая 1-я струна, должна звучать в унисон с флажолетом, взятом на 6-й струне, 5-м ладу. Когда обе струны настроены относительно друг друга, можно продолжить далее.

Настройка 4-й струны. Извлеките флажолет на 6-й струне, 12-м ладу. Пока звучит флажолет, подстройте 4-ю струну так, чтобы "Ми" на втором ладу этой струны звучала в унисон. Теперь у вас есть настроенные "Ми" по чистым интервалам (допустимо, так как это октавы): на открытой 1-й струне, втором ладу 4-й струны и открытой 6-й струне.

Настройка 2-й струны. Возьмите флажолет на 4-й струне, 12-м ладу. Пока звучит флажолет, подстройте 2-ю струну так, чтобы "Ре" на третьем ладу звучало в унисон. Теперь 1-я, 2-я, 4-я и 6-я струны настроены по равномерно-темперированной системе.

Настройка 3-й струны. Извлеките флажолет на 4-й струне, 12-м ладу. Пока он звучит, подстройте 3-ю струну, чтобы "Ре" на 7-м ладу звучала в унисон.

Проверка настроенных выше струн. Извлеките флажолет на 3-й струне, 12-м ладу, и, пока он звучит, возьмите "Соль" на 1-й струне, третьем ладу. Обе ноты должны звучать в унисон. Если это не так, то вы где-то допустили ошибку. Повторите все предыдущие пункты настройки. Если 3-я струна все еще звучит не в унисон, подстройте ее, чтобы флажолет на 12-м ладу звучал в унисон с нотой "Соль" на 1-й струне, 3-м ладу. Не трогайте 1-ю и 4-ю струны, так как вы пытаетесь настроить 3-ю струну, а не 1-ю или 4-ю. Когда у вас будут настроены 1-я, 6-я, 4-я, 2-я и 3-я струны, можно переходить к настройке 5-й струны.

Настройка 5-й струны. Возьмите ноту "Ля" на 3-й струне, 2-й лад. Вслушайтесь в ноту и подстройте 5-ю струну, чтобы взятый на 12-м ладу этой струны флажолет звучал в унисон. Теперь все струны настроены по равномерной темперации. Любые другие подстройки недопустимы.

Литература

Журнал "The Guild Of American Luthiers", выпуск #45


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин