Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Steve Vai / Развитие слуха, часть V. Напрягите уши

По материалам GuitarWorld
Перевод: Вячеслав Чернов

Steve Vai

В прошлой статье я показал вам, как подточить ваш слух и навык определения интервалов путем пропевания гармонии с каждой сыгранной нотой. Если оглянуться назад, то мы начали с ля-минорной пентатоники в качестве области нашего внимания. Как только была сыграна каждая нота гаммы, мы пели квинты от каждой из них. К примеру, играя A на 5-м ладу 6-й струны, нам нужно было спеть E (соответствующую E на 7-м ладу 5-й струны); играя C на 3-м ладу 5-й струны, нужно было спеть G (соответствующую G на 5-м ладу 4-й струны).

Как вы помните, поле этого мы перенесли эту идею на хроматические мелодии, не имеющие особенной гармонической основы. Другими словами, я предлагал вам играть ноты произвольной высоты на гитаре и последовательно пропевать квинты от этих высот. Это упражнение гораздо более трудное, чем первое [с пентатоникой], а потому более полезное.

Теперь давайте проделаем то же самое с большой терцией. Для получения большой терции необходимо подняться на два тона вверх от примы - то есть, если прима - G, то большой терцией будет B, на два тона выше; если прима - Bb, то большая терция - D, выше на два тона.

FIGURE 1A демонстрирует соль-минорную пентатонику (G Bb C D F), а FIGURE 1B - эту же гамму, гармонизированную большими терциями. Сначала, несколько раз проиграйте вверх и вниз саму гамму, пропевая в унисон то, что играете. Затем сыграйте гармонизированные пары нот (FIGURE 1B) и одновременно пойте терции. Дальше, играйте только по одной ноте гаммы (FIGURE 1A), одновременно пропевая большие терции от каждой. Если вы не уверены, какую ноту нужно спеть, возвращайтесь к FIGURE 1B.


Звуковой файл примера 1a
Звуковой файл примера 1b
Звуковой файл примера 1c
Звуковой файл примера 1d

Когда почувствуете, что в состоянии это сделать, продвигайтесь к FIGURE 1C и FIGURE 1D. Запомните, играйте только нижнюю ноту интервала, пропевая верхнюю (в скобках). Начните медленно и будьте уверены, что поете терции настолько чисто, насколько можете. Возьмите наиболее удобный для вас темп, и затем попробуйте отойти в сторону собственных мелодий. Уверяю, вы удивите друзей!

Теперь давайте сделаем то же с квартой. Чтобы получилась кварта, необходимо от примы построить ноту на два с половиной тона выше, - то есть, если прима - G, то кварта - C, на два с половиной тона выше. Если прима - Bb, то кварта - Eb, на два с половиной тона выше.

FIGURE 2A демонстрирует пентатонику соль-минор, гармонизированную квартами. Как вы делали в предыдущем примере, сначала играйте гармонизированные пары нот, пропевая одновременно с этим высокую ноту (кварту). Затем, играя только нижнюю, как показано на FIGURE 1A, пойте кварты от каждой из сыгранных нот.


Звуковой файл примера 2a
Звуковой файл примера 2b
Звуковой файл примера 2c

Возможно, вы найдете пение кварт гораздо более сложным, чем пение квинт или больших терций, поэтому это потребует больше практики и терпения, чтобы освоить. Когда же вы это освоите, попробуйте сыграть и спеть гармонизированные мелодии на FIGURE 2B и FIGURE 2C. Опять же, пойте гармонизированные ноты как можно более точно, и увеличивайте темп помаленьку с каждым разом.

Когда совсем освоитесь, то не бойтесь проникать на неисследованную территорию. Попробуйте с малыми терциями (полтора тона от примы), или с тритонами (три тона от примы), или даже с малой ноной (шесть с половиной тонов - октава плюс полтона - от примы). Но не откусывайте больше, чем сможете проглотить; любой, кто пробует это в первый раз, может найти сложным просто перейти от ноты к ноте, пропевая терции или кварты. Если так, то работайте только с двумя нотами, и затем расширьте до трех. Кто знает, - может, вы придумаете что-нибудь классное, и это закончится хитом!

Теперь закройте статью и начните играть, и пойте все, что играете. Можете даже закрыть глаза и смотреть в потолок. Попробуйте перепрыгивать между интервалами. Также попробуйте произвести случайные звуки голосом или словами и пробуйте сымитировать эти звуки на гитаре. И если вы напишите хит, то я возьму на себя расходы на его раскрутку. Ну... может, и нет.

Часть шестая | Вернуться


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин