Я, Шумеев Лев Тимофеевич родился 10.12.1937 г. в семье медработников в г. Москве. Во время войны жил в старинных русских городах Владимире и Суздале, где моя мать служила в госпиталях. Будучи ещё ребенком любил подыгрывать на гитаре под своё пение. О том, что на гитаре можно играть музыкальные произведения, как это делается на фортепиано, скрипке, баяне и тд, не знал и был уверен, что это невозможно, так как с настоящими гитаристами и их музыкой познакомился гораздо позже. Серьёзно музыкой начал заниматься в двадцать лет, являясь студентом строительного техникума. Самостоятельно изучив нотную грамоту, выучил несколько сложных произведений и поступил в вечернюю музыкальную школу в класс гитары преподавателя Акишиной Людмилы Васильевны. После окончания школы в 1962 году успешно сдал приёмные экзамены в училище при Московской консерватории и был зачислен в класс знаменитого гитариста Александра Михайловича Иванова-Крамского. Одновременно, на всякий случай, успешно сдал приёмные экзамены и в училище им.Гнесиных, но предпочёл обучение в училище при консерватории.

Примерно в это время начал заниматься преподавательской и исполнительской деятельностью, причём был особенно востребован как аккомпаниатор русских песен и романсов и как участник различных ансамблей.

После окончания училища поступил на работу в систему Москонцерта-Росконцерта, которую сочетал с завершением образования во МГИК, где класс гитары был основан в 1970г. моими усилиями при поддержке Иванова- Крамского. Об этой почти детективной истории нужно рассказать подробнее, так как ныне никто с этой историей не знаком, а свидетелей тех времён почти не осталось. Тем не менее мне довелось содействовать рождению класса при МГИК и я решительно утверждаю, что без моего участия его открытие либо было отложено на неопределённый срок, либо не состоялось вообще.

После кончины маэстро в 1973 году, являясь студентом МГИК одновременно работал там же преподавателем класса гитары, но развернуться не успел, так как меня закрутила исполнительская стихия.

В качестве гитариста - исполнителя объездил многие города СССР (на одном Дальнем Востоке, т.е. за Байкалом был раз пятнадцать), участвуя в концертных программах Бориса Штоколова, Алексея Покровского, Аллы Соленковой и многих других известных артистов на ведущих концертных площадках страны в том числе в зале им. П.И.Чайковского и во Дворце Съездов в Москве, в зале Капеллы в Питере, в Ленинском мемориале в Ульяновске и тд. и тп.

Фото 70-х годов.
Фото 70-х годов.

Замечу, что мы не отказывались и от концертов в глубинке, что позволяло нам глубже понять невидимую из центра Советскую, а ныне Российскую действительность.

Постепенно приходило понимание того, что приобретённый за годы обучения репертуар, а это старинная музыка, гитарная классика, испанская, латиноамериканская музыка и т.д., не вписывается в специфику работы в программах русской поэзии и музыки и это обстоятельство заставляло искать, обрабатывать и даже сочинять нечто такое, что соответсвовало поставленным художественным задачам.

С начала эта работа выполнялась тяжело и неохотно, затем постепенно пришлась по вкусу.

В последствии это оказалось нужным не только мне и не только в России. (Приехал из Израиля бывший ученик, купивший там мою книжку "Возьми гитару")

В общем, хоть работа была очень сложной и интеллектуально и психологически, она была интересна общением с выдающимися артистами и с другими фигурам около искусства, каких не встретишь в обычной жизни.

Несколько слов о роли и месте гитариста в программе русской и советской песни, поэзии и романса. Роль художественного руководителя исполняет, естественно, солист-ведущий артист программы. Он определяет репертуар, порядок исполнения программы и несёт весь груз ответственности за успех концерта. Вторая роль принадлежит аккомпаниатору. Обычно это опытнейший пианист и он играет большую часть концерта. Гитарист же присутствует в качестве антуража: где-то что-то подыграет, съаккомпанирует, где-то и сам сыграет. В общем так, для краски в концерте, иной раз можно и без него обойтись. Соответственно и оплата была пропорциональна трудовым затратам и роли в проведении концерта.

Со временем мне удалось выполнять эту работу в полном объёме и с хорошим качеством и с неплохой оплатой.

Сейчас, в отличие от прежних времён, кажется естественным выход гитариста на сцену и его присутствие там длительный промежуток времени. На самом деле это очень сложный процесс, требующий от гитариста хорошей выучки, опыта, изрядного здоровья, силы и самообладания.

Иногда по вине обстоятельств происходят инциденты, могущие настолько травмировать артиста, что ставят под угрозу проведение концерта. Артист должен уметь противостоять такого рода обстоятельствам, быть выше их. Опишу случай в Саратове. Заранее оговорю, что случай был исключительный и что ничего подобного за весь период моей исполнительской деятельности не случалось, а это срок около двадцати лет и участие в тысячах концертов.

Как известно, Саратов очень музыкальный город и приезд Бориса Штоколова был для местных любителей музыки и в, частности, оперного искусства был большим событием. В оперном театре, вмещающим две тысячи зрителей не было свободных мест. Мне была поставлена задача сыграть четыре крупных пьесы, чтобы занять как можно больше времени. Гастроли по Поволжью были как всегда непростыми, так как изобиловали очень утомительными переездами по ночам из города в город, и Штоколов берёг силы.

Как всегда я начинал выступление с прелюдии Вилла-Лобоса E-moll №1. Эта эпическая музыка вполне подходила к началу выступления и, как обычно, была тепло принята публикой. Не помню сейчас, что играл дальше, но чувствовал, что внимание зала ускользает. Ведь народ пришёл на Штоколова а тут его пичкают гитарой, да ещё без микрофона, а она в таком огромном зале она звучала тиховато. Во время третьей пьесы, а это была "Калинка" в моей концертной обработке, я явно чувствовал недовольство части публики.

И хотя я внутренне собрался и лихо отыграл эту сложную пьесу, итог был весьма неутешительным-публика вяло реагировала и ждала появления своего любимца. Когда же ведущий объявил четвёртую пьесу-старинный русский романс "Я встретил Вас" в зале ощутилось какое-то недовольное движение а один из сидящих в первых рядах, мне показалось, что он был в подпитии, смачно на весь зал потребовал: "Давай Штоколова". Это было для меня шоком. Ещё бы, в присутствии двух тысяч человек быть причиной такого позора, практически требования убраться со сцены и оказаться несостоятельным как артист было выше моих сил. К тому же я заметил, что мои коллеги обратили внимание на ситуацию и кто с ехидным интересом, кто тревогой ждали, чем всё это закончится. Не скрою, я был деморализован и растерялся. Не зная, что предпринять, я обратился к ведущему с вопросом, чтобы как то собраться и протянуть время: "Чего они кричат?". Тот вышел на авансцену и спокойно и твердо произнёс: "Концерт проходит по заранее намеченной программе". Как ни странно, сразу воцарилась тишина. Видимо народ у нас был тогда приучен к порядку. Мне удалось выиграть время для того чтобы собраться и в мёртвой тишине я автоматически заиграл вступление к романсу. По мере его исполнения во мне зрела холодная решимость противостоять, доказать Им, чего я стою. Саму тему я играл уже придя в себя, вариации и финал провёл с отчаянным вдохновением. Они разбудили во мне зверя. Публика, видимо, оценила мою стойкость и исполнение и приветствовала громкими, продолжительными аплодисментами. Я ушёл со сцены, но аплодисменты продолжались и мне пришлось выходить на поклон ещё раз. Думаю, что послушали бы меня ещё. Но больше я не играл, так как уже выполнил поставленную задачу. Блестящая скрипачка из нашей группы Ирина, наблюдавшая эту сцену, сказала мне: "Ну, Лёва, ты даёшь. У тебя характер".

Фото со Штоколовым.
Фото со Штоколовым.

Работа в Росконцерте продолжалась около двадцати лет и постепенно в связи с "перестройкой" сошла на нет.

Под занавес этого периода выступил в конкурсе артистов Росконцерта, где играл Вилла- Лобоса и свои пьесы и стал лауреатом среди артистической элиты нашей концертной организации.

Центр тяжести постепенно сместился на педагогическую работу и организационную деятельность.

В педагогической работе трижды успел стать лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества и напечатал более тридцати сборников для гитаристов, куда вошло около 600 (шестисот) пьес в основном аранжировок. Планирую остановиться на 1000. Говорят, что они пользуются успехом и их играют и на Камчатке, и в Сибири, и в Украине, и далеко за рубежом.

Сравнительно немного работал во МХАТе, где участвовал в различных постановках, в частности, в модном в своё время спектакле "Сталевары", играл партию гитары в фильмах "Царская милость", "Чеховские страницы" и др. с участием актёров этого театра, помню А.Степанову, А.Тарасову, А.Кторова, М.Прудкина, Е.Киндинова, Л.Стриженову и других. Некоторые из них пели и подыгрывали себе на гитаре и я им помогал. Они впустили меня в свой круг и я стал средь них своим настолько, что будучи во МХАТе совместителем, настолько сжился творчески с ними, что участвовал в шефских концертах театра.

Много работал с А.Покровским, как с автором уникальных и неповторимых музыкально-литературных композиций и дошел с ним от сдачи программы на право сольного концерта в Москонцерте до блестящих гастролей по всей территории СССР.

Памятью об этой работе стали несколько виниловых пластинок с записями русских народных и военных песен и два фильма из Гостелефонда: "Русская поэзия и старинный романс" и "Звезда полей" (Стихи и песни на слова Н.Рубцова), где я фигурирую в роли аранжировщика и гитариста-исполнителя. Часто выступал на Центральном телевидении, число же выступлений на региональных ТВ не поддаётся учёту.

Написал некоторое количество пьес для гитары соло, в том числе и для детей а так же несколько песен для голоса и гитары, которые были тепло встречены во время публичных выступлений и звучали на радио. Существуют, так сказать, обработки моих обработок для других инструментов. (Смотри издания "Молодёжной эстрады").

Есть несколько аранжировок моих гитарных миниатюр для фортепиано причём, очень интересных. Серьёзно подумываю об их "обратной" обработке на гитару.

Недавно Российская книга рекордов планеты утвердила достижение, заключающееся в том, что Народный самодеятельный ансамбль гитаристов "Серебряные струны", в котором мне довелось начинать и с которым работаю более 20 лет, существует с 1957 года, т.е. уже 46 лет, что является уникальным достижением не имеющим себе равных, по крайней мере, на территории России.

Награждён знаком ВЦСПС "За достижения в самодеятельном искусстве", медалями "Ветеран труда", "Москва-850". В 1993г. указом Президента РФ было присвоено почётное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".

30.03.03 во время концерта на "Горбушке" мне был вручён диплом лауреата Российской книги рекордов и достижений и сведения об этом направлены во Всемирное издание - "Книгу рекордов Гиннесса".