О необходимости разминки и не только

Выхода нет

Во вступлении хочу сказать пару слов о свом видении проблемы. Начну, пожалуй, с главной мысли. Дело в том, что кисть человека (и весь костно-мышечный аппарат кисти, предплечья и т.д.) эволюционно НЕ предназначена для игры на гитаре. Да-да. Гитар в пещерные времена, к сожалению (или к счастью?), не было. А предки Петруччи и прочих Сатчей были заняты больше выживанием, нежели творчеством. Поэтому кисть, хоть и предназначена для мелких и точных движений, все же создавалась не для того, чтобы делать эти движения долго и каждый день. Что из этого следует? А то, что для игры на гитаре кисть обязательно надо ГОТОВИТЬ. То есть разогревать. Это аксиома.

Второе. Точно сказать не могу, но думаю, что проблемы со связками и суставами возникают со временем практически у всех гитаристов. Причем у профессионалов они могут возникнуть гораздо легче, чем у любителей. Поясню. Как вы знаете, в любом спорте существует травматизм. И каждого спортсмена рано или поздно преследуют травмы. А от чего? Да все от того же – не предназначены мышцы, связки и суставы, скажем, ног, для игры в футбол. Или в хоккей. Они предназначены максимум для улепетывания от стада разъяренных бизонов, а это длилось все же коротко и случалось далеко не каждый день. Вот и преследуют травмы спортсменов, потому как нагрузка идет ежедневно на протяжении очень долго времени. Почему у профессионалов легче возникаю травмы? Тут две основные причины: первая - элементарное старение (типа старения материала в технике), вторая – стоит профессионалу начать заниматься БЕЗ разогрева (разминки), у него сразу же возникает травма. Я в свое время думал над тем, почему у футболистов на тренировках рвутся мышцы, связки и т.д. Ладно там в игре, но уж на тренировке! А потом понял – одно неловкое движение в неразогретом состоянии – и все! А кто, как не спортсмен, есть профессионал от гитары? Не случайно Петруччи в своих школах все время сравнивает гитаристов со спортсменами.

И третье. Дальше я буду писать взгляд на проблему с колокольни биомеханики, анатомии и физиологии. Иногда буду вставлять лирические отступления, так что не пугайтесь. :) Да, напоследок цитата из книги И.Ф. Образцова, И.С. Садамович “Проблемы прочности в биомеханике”: “…За время жизни человек делает (0,5-0,7)*109 движений в крупных суставах рук, 6*109 движений пальцами рук (шины автомобиля изнашиваются после 25-30 млн. оборотов)…” Это обычный человек. А представьте, сколько автомобильных шин изнашивает за жизнь гитарист?..

Все, поехали.

Анатомия

Приведу некоторые сведения о строении кисти и запястья, так как понимание оного очень важно для наших дальнейших рассуждений.

Мышцы предплечья и кисти с ладонной стороны 

Рис.1 Мышцы предплечья и кисти с ладонной стороны

Как вы видите на рисунке 1, сухожилия мышц предплечья (1) с ладонной стороны расположены в довольно узком канале запястья (2).

Мышцы предплечья и кисти с тыльной стороны 

Рис. 2 Мышцы предплечья и кисти с тыльной стороны

С тыльной стороны сухожилия расположены тоже тесно, но свободнее, чем с ладонной, и ограничены сверху поперечной связкой. Теперь попробуйте согнуть руку в запястье и посмотрите на него (запястье) с ладонной стороны. Посмотрели? Представьте, каково вашим сухожилиям в таком положении? Не тесновато?

Теперь посмотрите на тыльную сторону запястья. Что происходит с сухожилиями в этом месте? Правильно, они растягиваются. Более того, они изгибаются под углом почти в 90 градусов, и, следовательно, увеличивается трение в канале запястья. Выводы сделаем позже, а пока идем дальше.

Глубокие мышцы предплечья и кисти

Рис.3 Глубокие мышцы предплечья и кисти

Посмотрите внимательно на запястье на рис.3. Видите? Сухожилия находятся в каналах, каждое в своем. Все это похоже на то, как лежат струны в верхнем порожке вашей гитары, только сухожилия, в отличие от струн, лежащих только наполовину своей толщины в канале, обхвачены связками по всей своей толщине.

Идем далее.

 Канал запястья вскрыт

Рис. 4 Канал запястья вскрыт

Этот рисунок я привел просто для того, чтобы лучше было видно положение сухожилий в запястье.

Связки запястья 

Рис.5 Связки запястья

Этот рисунок также для простого ознакомления. Хочу заметить, что связки – это образования, которые, грубо говоря, соединяют кость с КОСТЬЮ, а сухожилия – МЫШЦУ с костью.

Теперь еще одно. Сухожилия в области запястья находятся в сухожильных влагалищах (отсюда и название недуга – вагинит, то есть воспаление влагалища).

Влагалища сухожилий кисти с ладонной стороны

Рис. 6 Влагалища сухожилий кисти с ладонной стороны

В этих влагалищах есть жидкость, облегчающая трение. Отметьте этот факт, он нам пригодится далее.

Влагалища сухожилий кисти с тыльной стороны

Рис.7 Влагалища сухожилий кисти с тыльной стороны

Как видите, тоже все довольно тесно. К тому же, сухожилия практически лежат на костях.

Собственно, теперь, когда экскурсия в анатомичку закончилась, давайте вместе порассуждаем над увиденным. Какой можно сделать вывод? Раз сухожилия лежат в узком канале, то при любых уменьшениях объема этого канала (перегиб, воспаление) скольжение в нем затрудняется, причем тем более затрудняется, чем большее изменение объема произошло. При воспалении образуется отек, который и уменьшает объем канала. Также при воспалении в полость канала поступает определенное количество жидкости сверх той, что там уже есть. А так как объем канала ограничен, давление в нем, естественно, растет, возникает боль, что тоже не благоприятствует скольжению. Особенно при перегибе запястья, который происходит при игре на гитаре.

Кстати, пару слов о боли. Боль – это сигнал организма о том, что в данном месте не все в порядке. В нашем случае (игра на гитаре) боль в запястье означает еще и то, что при продолжении воздействия, вызвавшего боль, ситуация в данной области будет только ухудшаться. Более того, если боль сопровождается онемением пальцев или чувством “покалывания” в них (на нашем медицинском языке это зовется парестезия), то в таком случае надо не только НЕМЕДЛЕННО прекратить игру, но и срочно обратиться к врачу, так как данные симптомы говорят о вовлеченности в процесс нервов запястья (в основном, срединный нерв). Кстати, не факт, что боль и онемение появятся во время игры. Это может случиться и позднее. Единственный вывод, который можно сделать из всего этого – надо не допускать боли при игре на гитаре, а уж если она возникла, НЕМЕДЛЕННО остановиться. А как не допустить? Разминкой, господа, и только ей. Ежели боль не сопровождается онемением и покалыванием, то это “сухожильная” боль. На сухожилиях существует много нервных окончаний, которые сигнализируют мозгу о положении сухожилия в пространстве (проприорецепторы, рецепторы позы), например. Среди них, как вы догадались, есть и болевые рецепторы, сигнализирующие мозгу о перерастяжении, разрыве и т.д. Поэтому “сухожильная” боль объективно лучше, чем боль, вызванная вовлечением в процесс нерва. Именно эта боль и проходит либо к вечеру, либо в течение 1-2 дней.

Вроде, про анатомию все. Если что еще вспомню, дополню.

Физиология

С точки зрения физиологии я хочу рассмотреть несколько другие вещи. А именно то, как происходит вообще обучение игре на гитаре и почему вообще важно планировать и грамотно организовывать свои занятия, а не просто бренькать, лежа на диване (хотя без этого нам, любителям, тоже никак).

Вообще, любой процесс обучения (и не только) – это целая система. И, как любая система, состоит из частей или звеньев. Не буду глубоко вдаваться в теорию функциональных систем (эта теория – заслуга великого физиолога И.П. Павлова), объясню кратко. Чтобы что-то достичь, надо поставить себе цель. Для нашего мозга очень важна именно цель. Он должен знать, для чего вообще он парится. Поэтому надо поставить себе цель, прежде чем вообще брать гитару в руки. Для чего вы ее берете? Играть на профессиональном уровне? Играть три аккорда во дворе? Понравиться девчонке из соседнего дома? Это цели глобальные. Когда вы определитесь с ними, приходит время определяться с целями менее глобальными. Эти цели составляют собой цепочку, в конце которой будет стоять глобальная цель. Как вы понимаете, по-другому это можно назвать этапами в достижении той, заветной цели. Что же дальше? Глобальная цель есть, этапы есть. Надо принять решение. То есть сказать себе окончательно, что меня все устраивает, я с сегодняшнего дня начинаю выполнять свою задумку. После этого ваш мозг впадает в азарт (если цель для вас действительно важна) и начинает искать пути решения поставленных целей.

Есть тут еще одна хитрость – мозг по мере решения задач должен получать так называемые “положительные подкрепления”. То есть он должен видеть, что его (и, соответственно, ваши) усилия не пропадают зря, и он идет в правильном направлении. Другими словами, должны быть результаты ваших трудов. Иначе мозгу быстро наскучит ваша задумка, и он будет сопротивляться. Как? Да по-разному. Усталость, потеря интереса к занятиям, замедление усвоения нового материала и куча всего еще. А получать периодически результаты вы будете только в том случае, если правильно организуете свои занятия.

В конце концов, мозг (и вы) все-таки должен достигнуть той самой глобальной цели. Интересную аналогию можно провести с Советским Союзом. Вся страна 70 лет шла к светлому будущему, а его все отодвигали и отодвигали. Что произошло в итоге – всем известно. Аналогия, естественно, не претендует на точность, однако определенные сходства есть. :)

Напоследок хочу сказать пару слов о так называемом динамическом стереотипе. Определение этого понятия следующее: “Динамический стереотип — понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей”. В переводе на русский гитарный это означает, что при многократном повторе какого-либо движения пальцев левой или правой руки последующие подобные движения даются все легче и легче, вплоть до автоматизма (еще это называется мышечной памятью). Происходит ОБУЧЕНИЕ. Но! Есть тут одна хитрость. Если вы многократно повторяете НЕПРАВИЛЬНЫЕ движения, то именно их мозг и запомнит, а впоследствии “вобьет” в пальцы. Другими словами, повторяю банальное – лучше сыграть десять раз медленно и чисто, чем сто раз быстро и коряво.

Кстати, помнится мне, кто-то на форуме в ответ на слова о необходимости заниматься каждый день писал, что у него наоборот, мол, если месяц не поиграю, потом беру гитару – и как заново родился. Появляется и интерес, и желание, исчезают ошибки…Нетрудно теперь догадаться, что ошибки исчезают потому, что ранее они уже были “вбиты” в пальцы. А за этот месяц просто-напросто разрушился предыдущий, “ошибочный” динамический стереотип.

Еще пара цитат:

  •  “Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим). В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым…”
  •  “Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. “Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства”…

Биомеханика

В этой дисциплине я разбираюсь меньше, нежели в первых двух, поэтому немного изменю стиль повествования – буду приводить цитаты из книг, которые я прочитал по данной дисциплине и свои комментарии к ним, как гитариста.

1. Для начала немного статистики: “…для разрыва связки надколенника требуется нагрузка у мужчин от 52 до 239 кг., тогда как у женщин – от 42 до 142 кг. Что касается относительного удлинения, то оно у женщин на 47% больше, чем у мужчин. Однако, как показывают расчеты, предел прочности у женщин в этом возрасте (25-40 лет) меньше, чем у мужчин, в 2 раза”…

“…свойства боковой лучевой связки – макс. нагрузка – 15-52 кг (муж) и 2,5-42 кг (жен), относит. удлинение – 120-170% (муж) и 114-144% (жен), предел прочности – 0,12-0,48 кг/мм2 (муж), 0,06-0,4 (жен)…”

Что можно сказать по этому поводу? Милые женщины, к сожалению, ваши связки и сухожилия менее прочны, чем наши, мужские. Поэтому будьте особенно осторожны и не нагружайте их без надобности.

2. “…Функции связок и сухожилий заключаются в укреплении суставов и передаче костным рычагам усилий мышечной тяги…Подобно другим тканям они способны к адаптации, изменяя свою структуру при изменении внешних воздействий…”

Это еще раз подтверждает мысль о том, что связки и сухожилия не предназначены для игры на гитаре, они только лишь адаптируются к ней, у кого-то лучше, у кого-то хуже.

“…волокна коллагена (из которого преимущественно состоят сухожилия) вначале находятся в гофрированном состоянии. При растягивании происходит их распрямление…”

Другими словами, рука “разогревается”.

“…Если растянуть связку (сухожилие) сначала быстро, а затем прекратить растягивание, то напряжение будет быстро возрастать, потом станет убывать, произойдет релаксация связки (сухожилия), и через некоторое время напряжение стабилизируется…”

Если же связку не прекратить растягивать, а растянуть так же быстро еще и еще раз (что происходит при игре без разминки), то она не будет успевать релаксироваться, возникнет риск травмировать связку.

3. “Факторы, влияющие на механические свойства связок и сухожилий:

- пол и возраст, иммобилизация (гипс), содержание гормонов, характер физических упражнений.

- Практически во всех случаях связки женщин имеют меньшие показатели.

- Макс. прочность сухожилий достигается к 21-25 годам

- Систематическое введение гормонов может привести к значительному уменьшению функциональных возможностей связочного аппарата.

Значительно снижает прочность и упругость связок и сухожилий иммобилизация; нужны месяцы для восстановления их механических свойств. И наоборот, все исследования показали, что тренировки увеличивают сопротивление разрыву как связок, так и сухожилий…”

Если, не дай бог, что-то случилось и запястье находится в гипсе, то после его снятия ни в коем случае нельзя сразу давать сухожилиям прежнюю нагрузку. “…В процессе тренировки надо учитывать, что механическая прочность сухожилий и связок увеличивается сравнительно медленно. При форсированном развитии скоростно-силовых качеств может возникнуть несоответствие между возросшими скоростно-силовыми возможностями мышечного аппарата и недостаточной прочностью сухожилий и связок…укрепление сухожильно-связочного аппарата достигается объемной тренировочной работой невысокой интенсивности…”

“…Также отрицательно влияют недостаточная физическая подготовленность к выполнению напряженных или сложно-координированных упражнений, а также наклонность к спазмам мышц и сосудов...”

4. Почему возникают травмы:

“…Несоответствие уровня физической, технической, психоэмоциональной и волевой подготовки поставленным задачам часто является причиной возникновения травм…”

“…Наиболее важно учитывать следующее – особо опасны наступающие при утомлении и переутомлении расстройства координации, а так же ухудшение защитных реакций и внимания. Это вносит дисгармонию в координированную работу мышц-антагонистов, уменьшает амплитуду движений в отдельных суставах, сопровождается потерей быстроты и ловкости при выполнении движений и ведет к повреждениям…”

То есть если вы начнете сразу пробовать “пилить” как Мальмстин (кстати, многие начинающие гитаристы хотят играть быстро, не умея еще играть медленно. Мне постоянно приходится одергивать своего ученика и заставлять его играть под метроном), то ничего у вас не выйдет. Хотите играть быстрее – играйте медленнее. :)

5. Золотая цитата:

“…Изменения функционального состояния отдельных систем организма, вызванные перерывом в занятиях в связи с заболеванием или другими причинами, могут привести к травмам. Прекращение систематических тренировок на длительный срок вызывает снижение силы мышц, выносливости, быстроты сокращения и расслабления мышц, что затрудняет выполнение упражнений, требующих значительных усилий и координированных движений. Перерыв в занятиях ведет к “стиранию” установившегося динамического стереотипа, что также может вызвать травму вследствие нарушения координации движений. Поэтому после перерыва необходимо постепенно увеличивать и усложнять нагрузку…”

Собственно, комментировать тут нечего.

6. О тендовагините и синдроме запястного канала:

“…тендовагинит – воспаление сухожильных влагалищ. Причинами возникновения этих заболеваний являются хроническое перенапряжение и однообразные чрезмерные физические нагрузки. Наиболее уязвимыми местами воздействия повреждающих факторов является переход мышцы в сухожилие и область прикрепления сухожилия к кости. При этом заболевании происходит ограничение и изменение возможностей нервно-мышечного аппарата…”

“…Синдром запястного канала обусловлен сдавлением срединного нерва в запястном канале на ладонной поверхности кисти между плотными поперечными связками и сухожилиями сгибателей пальцев. Развитию заболевания способствуют заболевания костей и мягких тканей кисти, венозный и лимфатический стаз (=застой), тендовагиниты, невриномы (опухоль нерва), артриты, а также профессиональные перегрузки с гиперэкстензией (перерастяжением) кистей…Больные отмечают парастезии, а затем и болевые ощущения в кисти, преимущественно в 1-3 пальцах. По мере нарастания компрессии (сдавления) усиливаются вазомоторно-трофические расстройства, появляется атрофия мышц тенара (возвышение около большого пальца, цифра 15 на рисунке 1), боли иррадиируют (“отдают”) в предплечье и даже в плечо. Интенсивность болей максимальна в ночное время. Выявляется симптом Тиннеля – усиление болей при перкуссии (постукивании) по поперечной связке (красная цифра 2 на рисунке 1)…”

Примечания в скобках – мои. Собственно, эти два синдрома и составляют большинство проблем гитаристов.

Физиология труда

Это моя профильная тема. Я по образованию врач-гигиенист, гигиену труда нам очень сильно преподавали. В процессе размышлений о том, что можно почерпнуть из нее, я решил привести забавную аналогию. Сравню игру на гитаре с трудом машинисток, так как те тоже совершают сложнокоординированные движения пальцами. Можно сказать, тоже играют, только печатая на машинке (клавиатуре). Кстати, и пианисты тоже сюда попадают…

Факторами вредности любой позы являются ее длительность, ригидность (неизменность) и ассиметричность. Все это в полной мере относится и к машинисткам, и к гитаристам, и к пианистам. Сидим долго? Долго. Играем долго? Долго. Спину кривим? Зачастую да. Отсюда вывод – периодически надо делать 5-10-минутные перерывы в игре. Пройтись, опять размяться, попить чайку.

Далее. Некоторые из мышц, бездействующих у машинисток при малых скоростях, прогрессивно увеличивают свою активность по мере повышения скорости печатания. Таким образом, сравнительно небольшие колебания скорости способны вызвать значительные изменения мышечной активности. В результате длительная работа машиниста возможна только при обеспечении условий наиболее благоприятной скорости печатания. К гитаре это относится напрямую. Играйте на комфортной скорости, не быстрее! Иначе быстро утомитесь за счет того, что будут задействованы новые мышцы.

Возникновение утомления проявляется в уменьшении быстроты ударов. Этому соответствует повышение активности мышц, участие которых в изучаемом движении было установлено в отсутствие утомления, а также включение в функцию мышц, которые в нормальных условиях не принимали участия в движении. Другими словами, при напрасном увеличении скорости игры очень быстро возникает утомление, которое на комфортной скорости возникнет гораздо позднее.

Факторы окружающей среды и психологические факторы также оказывают известное влияние. Так, снижение температуры до ощущения чувства холода, повышение уровня шума, снижение освещенности, затрудняющее чтение текста, влекут за собой повышение элетромиографической активности. Психологические факторы могут вызывать повышение или понижение последней в зависимости от возбуждающего или угнетающего действия на известные нервные структуры. Например, лица, находящиеся в напряженном состоянии, проявляют относительно более высокую мышечную активность.

Как вы уже поняли, более высокая мышечная активность не есть благо. Она ведет к быстрому утомлению. Поэтому для машинисток есть особые рекомендации. Приведу некоторые из них, имеющие отношение и к игре на гитаре:

  • Работа должна производиться в правильном ритме, близком ритму, спонтанно принятому оператором после обучения и при отсутствии утомления…Необходимо предусматривать распределение и длительность перерывов.
  • Выполнение движения подвержено влиянию требований точности. Следует по мере возможности снижать необходимость информации при выполнении движения. В особенности следует сокращать зрительный контроль. Для гитаристов это означает следующее – по мере обучения необходимо меньше пялиться на гриф. Или на правую руку. Или на экран телевизора. Полезно смотреть как бы “внутрь себя”. Но это, естественно, только при условии выполнения упражнений, доведенных до автоматизма и относительно простых. Очень сложные пассажи (с большими скачками), особенно в скоростной игре, многие играют, глядя на гриф. А вот блюз и джаз играется часто с закрытыми глазами.
  • так как мобилизация (подвижность) суставов пальцев непосредственно зависит от положения запястья, необходимо выбирать позу для игры так, чтобы положение запястья было наиболее близко к естественному (меньше угол перегиба).

Цитирую Армена – “Рука в запястье должна быть по возможности прямая. Это необходимо, чтобы рука в этом месте не напрягалась. Для того, чтобы этого добиться, гриф нужно поднять так, чтобы головка оказалась на уровне ушей или хотя бы плеч. Только в этом случае доступ к нижним (толстым) струнам будет достаточно лёгким. Иначе, если гриф будет ниже, играть на этих струнах будет труднее и придётся сильно сгибать запястье, что приведёт напряжению…”

Напоследок

Буквально недавно мне в руки попалась интересная книга – “ Современные проблемы биомеханики”. Приведу пару цитат оттуда.

 “…любое целенаправленное движение человека возможно только при строго определенном ограничении подвижности в одних сочленениях двигательного аппарата и направленном изменении углов – в других…”

Очень интересная вещь - “…первичным по времени является ограничение подвижности в ряде суставов и только потом происходит взаимное перемещение звеньев тела. В повседневных движениях этот процесс “запирания” одних степеней свободы двигательного аппарата человека и направленного использования других происходит автоматизированно и практически ускользает из внимания совершающего движение…”

Что это значит? А то, что сначала происходит ограничение подвижности в суставах, не нужных для выполнения движения, а только потом совершается само движение. Мозг вынужден отвлекаться на это ограничение. Вот почему правильная поза так важна – вы можете помочь мозгу и ограничить подвижность сами.

“…Тонизация мышц и образование динамического стереотипа. Разминка и развитие силы, “растягивание” и другие подобные операции сопровождаются повышением тонуса мышц, чувством легкости в них и готовности к определенной мышечной деятельности именно этими группами мышц…”

“…Конечным результатом психической деятельности человека является принятие решения, являющегося, в свою очередь, стимулом к упорядочению физиологических функций организма для решения предстоящей двигательной задачи…”

Опасность травмы для гитариста - “…при обнаружении нежелательных изменений в ОДА (опорно-двигательный аппарат) приходится существенно снижать тренировочные нагрузки или прекращать регулярные тренировки и заменять их лечебной гимнастикой. В некоторых случаях вследствие этого результаты многолетних тренировок могут быть сведены к нулю…”

“…Исследованиями установлено, что долгосрочная адаптация (свыше 3 лет) организма связана с глубокими структурными преобразованиями, а кратковременная адаптация затрагивает в основном функциональные механизмы…”

То есть если вы играете свыше 3 лет, то у вас возникает долгосрочная адаптация, называемая в народе “мастерство не пропьешь”. А кратковременная адаптация уходит так же быстро, как и пришла.

Заключение

Вот такая получилась статья. Любую конструктивную критику, предложения и отзывы отправляйте на мыло kinar82<собачка>mail.ru или мне в личку на форуме. Думаю, что эти вопросы важны для многих людей, только начинающих осваивать гитару и для тех, кто уже давно и серьезно болен гитаризмом. Вместе мы сможем сделать эту статью лучше. :)

Автор: Артур “kinar” Кечин

Список литературы

  1. Атлас анатомии человека Синельникова.
  2. А.С. Обысов “Надежность биологических тканей”
  3. В.М. Зациорский, А.С. Аруин, В.Н. Селуянов “Биомеханика двигательного аппарата человека”
  4. В.Л. Карпман“Спортивная медицина”
  5. Л.О. Бадалян, И.А. Скворцов “Клиническая электронейромиография”
  6. Ж. Шерер “Физиология труда (эргономика)”
  7. И.Ф. Образцов, И.С. Садамович и др. “Проблемы прочности в биомеханике”
  8. Современные проблемы биомеханики, выпуск 3