Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Гитаристы / Jason Becker

Jason Becker

Ссылки: Официальный сайт

Видео: Соло в формате DivX (450 kb)

Биография

Автор Олег Дубовик
(псевдоним с форума OLeg)

Я связался по электронной почте с Джейсоном, и он написал :

"To my Russian friends: Thank you so much for your support.
It really means a lot to me. When I am healed I would
love to come visit Russia. Peace to you all."
Jason Becker

Мое знакомство с творчеством этого выдающегося музыканта началось с регулярных посещений форума GuitarPlayer.Ru. К этому времени я уже был состоявшимся фанатом метала и виртуозной гитары, меня восхищали неоклассические запилы Ингви Мальмстина и ритмические рисунки европейских и американских тружеников шестиструнного сумасшествия. В мое поле зрения попадает группа ведомая рыжим бунтарем Дэйвом Мастейном - Megadeth. Великолепные партии и мастерство гитариста-виртуоза Марти Фридмана пробуждают интерес к его биографии и сольному творчеству. Очень кстати из под пера Алекса Фролова появляется "разбор полетов Марти", детально освещающий его музыкальную биографию. Меня интригуют заявления Алекса о проекте Cacophony и я бросаю все силы на поиски двух альбомов творческого союза музыкантов. Поиски увенчались успехом, результат был просто потрясающий! Это был сплав восточных и арабских мелодий, неоклассики и бескомпромиссного метала - настоящая алхимия, золотом которой явилась гитара Марти Фридмана и Джейсона Бэкера. Больше всего тронула композиция, написанная Джейсоном - "Images" с альбома "Go Off!". Я почувствовал, что она идет от самого сердца, открывая внутренний мир и позволяет ощутить глубину и чистоту души незаурядного человека с гитарой. Сложилось впечатление, что Джейсон музыкой выразил предвидение своей несчастной судьбы задолго до того, как она коренным образом изменила его жизнь. Но, обо всем по порядку...

Джейсон Бэкер, 3 года Джейсон родился в простой американской семье, в которой музыке уделялось далеко не последнее место. Его отец, Гари, играл на классической гитаре, а дядя Рон исполнял блюз. Поэтому не было никаких сомнений, что Бэкер-мальчишка захочет стать гитарным героем. Уже в 5 лет Джейсон вместо беготни с футбольным мячом по двору, начинает осVAIвать инструмент. Вместе с Роном занимается блюзом и постигает искусство импровизации, с отцом разбирает классику и песни Боба Дилана. Юный гитарист демонстрирует феноменальные способности в музыке, с легкостью исполняя рифы Эрика Клэптона. "Он хотел играть на электрогитаре сразу же" - вспоминает Гари. "Я сказал нет, потому что в то время даже подумать не мог, насколько Джейсон преуспеет в гитарном мастерстве". К шестому классу школы Бэккер получает свою первую электрогитару, отец не смог более сопротивляться мольбам отпрыска. В школе Джейсон находится под большим впечатлением от творчества Андреса Сеговии, Фернандо Сора, Пола Саймона и т.д. С возрастом приходят и новые увлечения: Джеф Бекк, Джими Хендрикс, Стиви Рэй Воэн и группа Стива Морса, музыку которых Джейсон исполнял в местных забегаловках. Он также стал изучать Баха, Моцарта и Антонио Вивальди.

В общем, Джейсон был открыт для всех направлений музыки: классики, индийской, японской, народной американской, джаза, блюза, рока - всего чего мог найти.

Джейсон: "Когда я еще был маленьким и к нам приходили родственники, я обычно исполнял какую-нибудь песню на гитаре. Все говорили: "Ну разве это ни прекрасно? Как мило! Очень хорошо". На что отец мог ответить: "Нет, это дерьмово! Здесь нет сердца, нет страсти, вообще ничего нет! Почему бы тебе не попробовать еще раз?!" И вот так сидя с поникшей головой я слышал разговоры родных: "Оставь его в покое Гари, у него все получается!" А отец заставлял меня играть еще и еще. Но он все делал правильно, я благодарен ему за это, иначе бы я остался в заднице навечно".

Как и для другого гитариста с мировым именем Пола Гилберта, Джейсона на творчество подтолкнул его дед Вэйн.

Джейсон: "Когда я уже был в высшей школе, мой дед Вэйн сказал, что я уже достаточно хорош как гитарист, но он не может дождаться моих собственных произведений. Так я начал потихоньку сочинять и записываться. Тогда я уже въехал в Ингви и Ван Халена, а также Стравинского, Дебюсси, Б.Б. Кинга и Алана Холдсворта.

Перед как услышать Мальмстина в первый раз, один 14-летний парень дал мне пленку с записью длинного гитарного соло, где Ингви исполнял свои выкрутасы, к тому же запись была ускорена. Этот пацан сказал, что это запись его собственной игры. Мне самому тогда было 14 и я был просто обескуражен ТАКИМ исполнением. То есть, мне казалось что раньше я просто тратил свое время зря. И тогда я решил, что должен играть точно также. Так что я выучил все это чертово соло на двойной скорости. Когда, наконец, я услышал соло в оригинале и узнал, что мальчишка меня обманул, я успокоился".

Марти Фридман В 16 лет Джейсон встречает человека полностью изменившего его музыкальное мировоззрение и повлиявшего на становление юного дарования. Это был великолепный Марти Фридман, который уже участвовал в выпуске нескольких пластинок. В это время Марти почти заканчивал материал для новой записи Speed Metal Symphony, гремучей смеси неоклассического шреда с экзотическим звучанием. Он был очень удивлен музыкальными способностями Бэккера и решает пригласит его для совместного участия в проекте, который получает название Cacophony. По словам Джейсона, просто играя, импровизируя и сочиняя вместе с Марти, он изменил свою игру и воображение на 200 процентов. Как неоднократно отмечал Джейсон в своих интервью: "Если бы не влияние Марти, максимум на что я мог надеется, это стать очередным Ингви-клоном".

"Speed Metal Symphony" был выпущен на Shrapnel Records, студии специализирующейся на выпуске записей гитаристов-виртуозов. Далее следует работа над вторым альбомом Cacophony "Go Off!", на котором уже большинство музыки было сочинено Джейсоном. Этот альбом продолжил традиции первого альбома - виртуозную неоклассику, но с еще более глубоким исследованием экспериментального и восточного звучания. В организованном Shrapnel Rec турне, Cacophony исколесили половину Японии и США.

В перерывах между концертами и группой, Марти и Джейсон работают над сольным творчеством. В 1988 Джейсон выпускает "Perpetual Burn", который явился шедевром виртуозного исполнения, грозных композиций и красивейших гармоний. Альбом показал огромный потенциал Джейсона, особенно выразив-шийся во влиянии классической музыки в таких композициях, как Air и Mabel's Fatal Fable. Некоторые соло для "Perpetual Burn" были специально сочинены и записаны Марти Фридманом, Джейсон тоже не остался в долгу, приняв участие в записи "Dragon Kiss", первого альбома Марти как сольного артиста.

Cacophony, первый состав Джейсон: "Мы, конечно, так и не достигли вместе супер успеха, но зато были известны на весь мир за наш новаторский и прогрессивный стиль".

В 1989 году развитие Cacophony подходит к своему логическому концу, Марти и Джейсон расходятся в поисках собственного музыкального пути.

Что касается Марти Фридмана, то он принимает приглашение Дэйва Мастейна и, на долгие 10 лет, уходит в стан MEGADETH. Джейсон же продолжает сотрудничество со Shrapnel Rec. и знакомится с двумя небезызвестными ныне музыкантами, в записи альбомов которых и принимает участие. Это были Ritchie Kotzen и Greg Howe.

С Ritchie Kotzen'ом Джейсона связывает крепкая дружба, начало которой было положено еще с совместного джема, организованного в доме Mike Varney. Позже Джейсон совместно с Mike Varney продюсирует дебютный альбом Ritchie, выпущенный Shrapnel Rec. в 1989 году.

Джейсон: "Ричи и я стали хорошими друзьями, работая на этой взрывной записью. Хотя в действительности Ричи не сильно нуждался во мне, я надеюсь, он узнал что-нибудь полезное. Между тем, Ричи стал тем гениальным типом людей, которым подвластно почти все".

Встреча с Greg Howe произошла опять благодаря Mike Varney, который всеми силами привлекал талантливых музыкантов на собственный лейбл. Скажем ему за это огромное спасибо. Ибо ни будь Shrapnel Rec. возможно мы бы так никогда и не услышали Cacophony, Ингви Мальмстина, Пола Гилберта и многих других музыкантов, без которых сейчас просто не возможно представить современный музыкальный мир.

Джейсон: "Мы познакомились с Грэгом во время записи 'Perpetual Burn' и его первого CD. Однажды я посетил Грэга в студии, когда он работал над альбомом 'High Gear' и он предложил мне сыграть соло в 'Party Favors'. Это было довольно забавно и мы справились очень неплохо. Я также порекомендовал бы другие CD Грэга, особенно его одноименный 'Greg Howe' и 'Introspection".

Первое в композиции 'Party Favors' идет соло Greg Howe, третьим соло Джейсона, а вот вторым по счету - никогда не догадаетесь - импровизации Самого Mike Varney! Оказывается Майк знаток ни только кнопки на пульте крутить и росписи на контрактах ставить, а еще и гитару в руках держать умеет.

Но долго так продолжаться не могло. Конечно, очень приятно за бутылочкой пивка посидеть с друзьями и поджемовать, но надо было думать как реализовывать собственный потенциал. Джейсон начинает поиски подходящего коллектива. Побыв какое-то время кандидатом на вакантное место в Whitesnake, Бэкер все же не был принят в команду. Роль терзателя струн получил "любимый гитарист дьявола" Steve Vai. Но Джейсон не унывал. Прослышав, что David Lee Roth ищет нового гитариста, взамен ушедшего Steve Vai, посылает пленку. За которой последовал телефонный звонок и приглашение на прослушивание, результат - Джейсон Бэккер новый гитарист Дэвида Ли Рота.

Дэвид Ли Рот Только представьте, какого это быть гитаристом музыканта, с которым прежде играли уважаемые во всем мире Eddie Van Halen и Steve Vai, и главное, добиться этого в 19 лет! Чуть позже, в 1990 году, по итогам читательского голосования, Бэкер получает титул лучшего нового гитариста по версии журнала "Guitar Magazine". Безусловно, эта награда была заслужена упорным трудом и означала очень многое для самоутверждения музыканта, ознаменовав собой широкое признание его гения ни только в среде профессионалов, но и среди простых почитателей гитарно - ориентированной музыки. По словам Джейсона, получение этого титула было большой честью и он чувствовал себя просто великолепно, также для Бэкера до сих пор осталось загадкой, как он смог получить больше голосов чем Марти Фридман.

Команда Lee Roth'а перебирается в Канаду, в город Ванкувер, для записи альбома A Lil' Ain't Enough и музыканты целиком включаются в работу. Но к сожалению, времени отпущенного Джейсону оставалось все меньше, перед тем как болезнь сразит его тело и прикуёт к инвалидному креслу. Буквально за пол года до прослушивания у Lee Roth'а и прозвенел первый звонок, предвещающий большую беду. Майской ночью 1989 года Джейсон проснулся от сильной судороги в левой ноге, но особого внимания этому случаю не придал, так как болезненные ощущения бывали и раньше. Но в этот раз боль не прошла даже на утро. Вскоре Cacophony отправилась в последнее турне по штатам, а после наш герой с сольной программой дал концерты в Японии, но ноющее чувство в ноге не покидало его ни на минуту. Уже в ноябре, когда Джейсон перебрался в Лос Анджелес к Дэвиду, он сказал себе: "Да что за черт, мне надо обратиться к доктору!" и пообещал родным пройти обследование. В медицинском центре провели необходимые тесты, вся семья с большим волнением и нетерпением ждала результатов: "Cкажите нам что это такое? Зажимание нерва от сильно обтягивающих джинс? Растяжение связок? Нужно будет прикладывать горячие пакеты или холод?" - вспоминает мать Джейсона тот разговор, произошедший много лет назад, когда они буквально засыпали вопросами вышедших с результатом исследований врачей. Ответ прозвучал словно приговор: "Мы пока не уверены, но скорей всего это Амиотрофический боковой склероз, болезнь Лу Герига". Это заболевание слабо изучено современной медициной и носит, предположительно, вирусный характер заражения, хронически воздействуя на центральную нервную систему поражает двигательные нейроны спинного мозга, ствола и коры головного мозга, сопровождается атрофией мышц и параличом, в результате чего человек теряет способность самостоятельно передвигаться, потреблять пищу и, прикованный к постели, обречен на медленную смерть. "Что?! Болезнь Лу Герига? Но ведь это же смертельно, не может быть!" - со слезами на глазах восклицали родные, не веря в результаты анализов. Джейсон согласился пройти дополнительное обследование, но диагноз только подтвердился. "В клинике мне сказали, что никаких лекарств не существует. Некоторые люди живут с эти недугом по десять лет, другие совсем немного. Мне дали максимум пять", вспоминает музыкант, - "Я спросил, смогу ли я играть, поехать в турне? Ответ был таков - продолжай жить своей жизнью, как всегда жил и ты сам поймешь когда твое время придет. Еще доктор добавил, что можно даже не пытаться менять диету или образ жизни - это бесполезно. Рассмеявшись на это, я сказал: "Ну уж нет, мне еще так много нужно в жизни успеть, я непобедим!"

И Джейсон не сдался, не сломался и не раскис. И хотя работа над альбомом далась Бэккеру чрезвычайно тяжело, он превозмогая себя, собрав всю волю в кулак, завершает запись. Его здоровье постепенно ухудшалось и болезнь разрушала тело. Руки ослабли и плохо слушались музыканта, приходилось бесчисленное количество раз переигрывать партии, периодически уменьшать калибр струн. Причем, в самой группе никто не знал о недуге сразившем музыканта, за исключением второго гитариста Стива Хантера, который сильно привязался к Джейсону и помогал ему по мере сил и возможностей, о чем в последствии с искренней благодарностью и теплотой вспоминал Бэккер. Особенно тяжело было переносить Джейсону различные многолюдные вечеринки, где его многие путали с пьяницей, когда он не удержавшись на слабеющих ногах, мог упасть от случайного толчка одного из посетителей. Размышления о собственном состоянии и возможном неудовлетворительном качестве исполнения музыки на сцене или в клубе, предвидение фраз слушателей типа: "И это новый гитарист Дэвида Ли Рота?" - сильно беспокоили и волновали молодого музыканта. И если живые выступления могли вызвать нарекания, то студийный материал, кропотливым трудом доведенный до совершенства, был лишен этих недостатков. На A Lil' Ain't Enough Джейсон удивительным образом преобразовал свой стиль исполнения музыки, выработанный и отточенный в период Cacophony и Perpetual Burn, органично вплетясь в хард-рок группы Дэвида Ли Рота.

Ну, а дальше, к великому сожалению, гитаристу становилось только хуже. Он принимает решение уйти из группы, потому что об активной музыкальной деятельности и гастролях, в силу пагубного влияния болезни Лу Герига можно было забыть. Джейсон возвращается домой, а его отец, Гарри Бэккер, бросает свою постоянную работу и переезжает к сыну, чтобы заботиться и проводить с ним как можно больше времени.

Дэвид Ли Рот и Джейсон Бэккер Дэвид Ли Рот: "Я смог буквально почувствовать жар исходящий из этого парня. Джейсону было примерно двадцать, двадцать один год когда мы стали работать вместе. В его игре было великое богатство ссылок и влияний, их можно было услышать и при внимательности даже назвать по именам. И он находисля всего лишь в шаге от того, когда бы их не стало вовсе. Это был бы сигнатурный, всюду узнаваемый звук. Джейсон имел такое полное, насыщенное, четкое звучание и достигал этого с простейшим оборудованием - комбик, один набор колонок, парочка примочек и провода. Этот парень мог заставить шевелится даже воздух! Он обладал "хотящим научится всему" духом, без сомнения явился самым умным, нежным и гибким человеком, с которым я когда-либо работал вообще. У меня слезы навернулись на глазах, когда я узнал, что Джейсон болен. Мир уже был готов упасть у его ног, но его слишком рано сразило в этой гребаной игре".

Джейсон: "По возвращению в Лос-Анджелес делать было абсолютно нечего. Моя левая рука становилась все слабее. Я записал много магнитофонных пленок, чтобы запомнить вещи, которые мог играть и идеи, над которыми работал. С одной стороны, я знал, что мне становилось хуже, хотя и не подозревал на сколько это "хуже" на самом деле, потому что не хотел смотреть статистику по Лу Геригу и узнать, что будет позже. А с другой, я действительно верил в то, что поправлюсь и это лишь вопрос времени, фактически я все еще верю в это".

Парню приходилось пользоваться тростью при ходьбе, также он начал принимать экспериментальный медицинский препарат, который на какое-то время придал сил и помог лучше передвигаться, а буквально через неделю от него сделалось еще хуже, чем когда-либо было раньше. В общем, свой 21 день рождения Джейсон Бэккер провел в постели. В январе 1991 года, в кампании друзей, Бэккер записывает кавер-версию композиции Боба Дилана "Meet Me in the Morning" для выходящего под лейблом гитарной студии сборника. Запись прошла в довольно нервозном состоянии для музыканта, так как руки периодически дрожали при игре и плохо слушались своего хозяина, вместо пальцев все vibrato пришлось исполнять при помощи рычага. Джейсон играл максимум на 50 процентов от своих былых способностей, на этот раз уже практически из последних сил.

Но беда только еще больше сплотила родных и близких людей семейства Бэккеров. В том же году, по инициативе друзей и поддержке музыкального журнала Guitar For The Practicing Musician и лично Mike Varney был организован и проведен благотворительный концерт для оказания финансовой помощи борющемуся с заболеванием Лу Герига гитаристу-виртуозу. Мероприятие прошло довольно удачно. Концерт с композицией "The Boys Are Back in Town" открывали Alex Skolnick, Tony MacAlpine, Stu Hamm, барабанщик Atma Anur и Ritchie Kotzen. Также приняли участие и сыграли множество композиций Стив Хантер со своей группой, George Lynch, Jeff Scott Soto, Zakk Wylde. Jeff Watson отыграл небольшой акустический сет и при поддержке Steve Lukather, Waren DiMartini, Bruce Kulick, Stu Hamm и Jonathan Move исполнили "Little Wing" и "Crossroads".


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин